В зависимости от политики компании и от флага судна на борту могут находиться как отечественный «Каталог карт и книг», издаваемый Управлением навигации и океанографии Министерства обороны РФ (УНиО МО РФ), так и “Catalogue of Admiralty
Charts.and Publications”, издаваемый Гидрографическим управлением Великобритании.
Для подбора навигационных, радионавигационных и других карт на сборный лист карт «Каталога карт и книг», соответствующего масштаба, наносится карандашом выбранный маршрут рейса, выписываются адмиралтейские номера карт, по которым проходит данный маршрут. Аналогично на планируемые порты захода (бухты, рейды и якорные места) подбираются планы и частные карты.
При подборе карт необходимо учитывать следующее:
- для выхода (захода) из порта, бухты, на рейды и якорные места подбираются планы (масштаб 1:250 — 1:25 ООО и крупнее);
- для плавания в шхерах и узкостях подбираются частные карты (масштаб 1:25 000— 1:100 ООО);
- для прибрежного плавания подбираются путевые карты (масштаб 1:100 000— 1:300 000);
- для общего изучения района плавания и составления графического плана рейса подбираются генеральные карты (масштаб 1:1 000 000 — 1:5 000 000);
- для определения места по РНС подбираются радионавигационные карты.
Все карты следует откорректировать по последнему ИМ, а также внести корректуру по NAVTEX и NAVAREA.
После тщательной подборки карт приступают к подбору соответствующих справочных пособий. На судах, в зависимости от флага судна, используются те или иные справочные пособия. Различие заключается лишь в предпочтении отечественных изданий или зарубежных. Самыми основными из них являются:
1. Отечественные лоции, издаваемые УНиО МО РФ или Admiralty Sailing Directions Гидрографического управления Великобритании. Эти пособия содержат всю необходимую информацию о гидрометеорологической обстановке в районе, навигационно-гидрографический очерк, правила плавания и навигационное описание, которое включает в себя: данные о течениях, преобладающих ветрах, приливо-отливных явлениях, системах разделения движения, рекомендованных путях следования, приметных пунктах, наличии створов, также есть информация о якорных стоянках, приводится описание работы различных служб (лоцмана, буксиры, бункеровка, спасатели и т.д.). В конце могут быть помещены различные справочные таблицы. Например, сведения о глубинах в основных портах и якорных местах, сведения о доках и эллингах, таблицы расстояний и т. п.
- Отечественные «Огни» и «Огни и Знаки» или “Admiralty Lists of Lights”. Эти пособия содержат информацию о зрительных и звукосигнальных средствах навигационного оборудования на побережьях и в прибрежных водах описываемого района. В описание включены сведения о маяках, плавучих маяках, аэромаяках, светящих знаках, огнях, плавучих огнях, супербуях-маяках и звукосигнальных средствах. Но сведения о светящих и несветящих буях и вехах, а также об огнях на буровых и нефтяных вышках, рейдовых причалах и платформах в описание не включены. Пособие «Огни» издается на зарубежные воды, а «Огни и Знаки» — на российские.
- Admiralty List of Radio Signals. Это пособие издается в 6 томах, каждый из которых содержит определенную информацию.
Vol. 1 “Coast Radio Stations” (Parts 1 & 2) содержит информацию о береговых радиостанциях, предназначенных для обмена информацией с моряками в прибрежных водах, о радиостанциях, предоставляющих услуги, связанные с медицинской консультацией, а также о специальных радиостанциях для связи в случае обнаружения саранчи, пиратства, загрязнения моря, нелегалов.
Vol. 2 “Radio Aids to Navigation, Satellite Navigation Systems, Legal Time, Radio Time Signals and Electronic Position Fixing Systems” содержит информацию о радиопеленгаторных станциях, радиоизлучателях, станциях, передающих дифференциальные поправки времени, сигналы точного времени, также содержит информацию о спутниковых навигационных системах (СНС) и наземных радионавигационных системах, хотя последние в настоящее время практически не используются.
Vol. 3 “Maritime Safety Information Services” (Parts 1&2) содержит сведения о службах, предоставляющих информацию о погоде, информацию по безопасности мореплавания, некоторую информацию о NAVTEX и SAFETY NET, список станций передающих факсимильные карту погоды, районы NAVAREA.
Vol. 4 “Meteorological Observation Stations” — станции, производящие прогнозы погоды и информация о них.
Vol. 5 “Global Maritime Distress and Safety System (GMDSS)” содержит всемирные требования к связи при бедствии, поиске и спасении, руководство СОЛАС для ГМССБ на английском языке, карты спасательно-поисковых регионов, базовую информацию о ГМССБ.
Vol. 6 “Pilot Services, Vessel Traffic Services and Port Operations” (Parts 1, 2, 3, 4 & 5) включает в себя информацию о лоцманских службах, СУДС, множество цветных диаграмм с указанием точек выхода на связь и мест приема лоцманов, перечень оборудования, используемого для связи на той или иной акватории.
- Руководство по портам (Guide to port entry). В этом руководстве можно найти всю необходимую информацию по порту, касающуюся местных требований по оформлению прихода/отхода судна, пребывания судна в порту, а также о правилах подхода и выхода из порта. Содержится информация об адресах портовых властей и агентских компаний.
- Таблицы приливов или Admiralty Tide Tables. Содержат информацию о приливо-отливных явлениях в основных и дополнительных пунктах и методы расчета уровней и времени наступления того или иного явления.
Помимо перечисленных выше пособий, на судах имеется множество другой вспомогательной справочной литературы, касающейся содержания международных конвенций, правил мореплавания и безопасной эксплуатации судов. Комплексное использование судовой литературы при планировании и выполнении перехода судна является хорошей морской практикой, позволяющей обеспечить наиболее безопасную эксплуатацию судна.
Корректура карт, атласов, руководств и пособий для плавания производится в соответствии с требованиями Правил корректуры, комплектования и хранения карт и руководств для плавания на судах гражданских ведомств (№ 9038).
Помощник капитана, отвечающий за подготовку карт и руководств для плавания, докладывает капитану об изменениях навигационной обстановки в районе предстоящего плавания, выявленных в ходе корректуры и при изучении корректурных документов.
Следует помнить, что при разборе аварийных случаев и ведении претензионных дел никакие ссылки на незнание информации, объявленной в печатных или переданных по радио извещениях мореплавателям и навигационных предупреждениях, во внимание не принимаются.