Загрузка...

Для повышения маневренных качеств судна применяют различного рода подруливающие устройства. Установленные в носовой или кормовой частях, они создают поперечную силу, которая обеспечивает быстрый разворот судна. По конструктивному оформлению подруливающие устройства можно разделить на три вида: навесные, туннельные и насосные.

Навесное подруливающее устройство представляет собой
винт, установленный на специальном кронштейне в носовой части судна. Вместе с кронштейном винт
может поворачиваться в горизонтальной плоскости, обеспечивая упор в любом желаемом направлении. Наличие подвижного кронштейна у этого типа подруливающего устройства
не позволяет использовать большие мощности, поэтому этот вид подруливающего устройства нашел применение на сравнительно небольших вспомогательных судах.

Туннельное подруливающее устройство применяется более широко. Суда, оборудованные им, имеют в носовой части ниже ватерлинии туннель — прямой открытый трубопровод, идущий от борта к борту, перпендикулярно диаметральной плоскости. Внутри туннеля помещен винт, при работе которого по туннелю перекачивается вода, в результате чего возникает поперечная сила. Изменение направления упора винта достигается реверсом двигателя или устанавливают винт регулируемого шага, в котором направление упора изменяется поворотом лопастей. Некоторые подруливающие устройства туннельного типа имеют гребной винт на вертикальном валу. Винт помещен в вертикальный туннель,
который в верхней части расходится на оба борта. Забор воды производится из-под днища судна, а
ее выход можно с помощью заслонки регулировать на тот или иной борт. Направление упора здесь меняется без реверса двигателя.

Насосное подруливающее устройство имеет в носовой части судна трубопровод, прорезающий ниже ватерлинии обшивку обоих бортов. В среднюю часть трубопровода встроен насос, по обеим сторонам которого имеются клинкеты с дистанционным приводом. Насос перекачивает по трубопроводу воду от одного борта к другому,создавая упор, направление которого обратно потоку воды.

Представляет интерес подруливающее устройство для танкеров, в основе которого лежит идея использования грузовых насосов. Такое устройство состоит из продольного трубопровода, проложенного по палубе от грузовых насосов до носового коффердама. Здесь трубопровод опускается и соединяется с горизонтальной трубой, имеющей выход за борт. При перекачке воды по  горизонтальной трубе на левый или правый борт создается поперечная сила.

К подруливающим устройствам следует также отнести активный руль Его особенность — наличие вспомогательного винта, установленного на пере руля. Винт приводится в действие  электродвигателем, вмонтированным в перо руля и закрытым обтекаемым кожухом. При работе этого винта создается сила — упор винта, которая передается на корпус судна под некоторым углом к диаметральной плоскости, в результате чего создается момент, поворачивающий судно. Величина момента зависит от угла перекладки руля. Максимальный момент будет при угле перекладки, равном 90°, поэтому угол перекладки активного руля не ограничивается.

Силу, направленную под некоторым углом к диаметральной плоскости, можно получить также с помощью поворотной насадки, которая представляет собой специально спрофилированное кольцо, охватывающее гребной винт. Насадка укреплена на баллере, с помощью которого ее можно поворачивать вокруг вертикальной оси. При повороте насадки отбрасываемая гребным винтом
струя отклоняется, что и вызывает поворот судна. Суда с поворотными насадками могут не иметь обычных рулей. Это устройство нашло применение на речном флоте и на портовых буксирах.

Первоначально подруливающие устройства устанавливались на судах специального назначения (паромы, буксиры и пр,). но в последнее время ими стали оборудовать крупные пассажирские и грузовые суда (например, ролкеры, крупнотоннажные танкеры).

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий