Изучение района плавания в полном объеме выполняется судоводительским составом перед выходом в первое плавание по данному маршруту.
Перед повторным рейсом по ранее изученному маршруту уточняются уже известные положения и изучаются новые данные, связанные с изменениями в навигационной обстановке, объявленными в корректурных документах, а также учитывается опыт, полученный в предыдущих рейсах.
Изучение района плавания выполняется по подобранным и откорректированным картам, руководствам и пособиям с учетом рекомендаций служб безопасности мореплавания, прогнозов погоды.
Следует иметь в виду, что на генеральных картах навигационные опасности показывают только для навигационной характеристики района. Навигационные опасности в прибрежной зоне от береговой линии до изобаты 20 м (в приглубых районах до изобаты 50 м, в отмелых — до изобаты 10 м) на карты не наносят. На прибрежные части генеральных карт при наличии путевых карт не наносят затонувшие суда, навигационные опасности с обозначениями ПС, СС и «По донесению».
Протяженность изучаемой за один раз части маршрута следует разумно ограничить. При этом не должно быть упущено изучение районов, прилагающих к проложенному маршруту плавания и местам укрытия.
При изучении района плавания, удаленного от берегов, уясняются:
- * общая навигационно-гидрографическая характеристика района, удаленность от берега и навигационных опасностей, рельеф дна и глубина, наличие банок, отмелей, отличительных глубин и их близость к предполагаемому маршруту следования;
- * гидрометеорологические особенности: преобладающие ветры, пути прохождения циклонов, волновой режим, вероятность пониженной видимости, ледовый режим и границы распространения плавучих льдов и айсбергов, районы возможного обледенения, действующие течения;
- * обеспеченность радионавигационными системами, приемо- индикаторами, которыми оборудовано судно, режимы их работы, точность, возможные ограничения в использовании;
- * ограничения при проводке судна по рекомендациям прогностических центров (высота волны, скорость ветра, направление волнения и др.);
- * системы передачи прогнозов, штормовых и ледовых предупреждений, оперативной навигационной информации по районам плавания.
- При изучении района со стесненными условиями плавания и подходов к портам дополнительно уясняются:
- * навигационно-гидрографические особенности района: рекомендованные влияние этих факторов на допустимую осадку и скорость судна при прохождении им наиболее мелководных участков; наличие тягуна;
- * обеспеченность района плавания средствами навигационного оборудования, их режим работы и ограничения в использовании; возможности применения PJIC для определения места судна; характерные признаки для опознания навигационных ориентиров и предостерегательных знаков;
- * возможные способы и необходимая частота определений места судна с тем, чтобы удержать его в пределах фарватеров или каналов;
- * зоны действия, виды обслуживания систем УДС;
- * местные правила, действующие в портах и районах со стесненными условиями плавания.