Вахтенный помощник капитана, готовясь к плаванию в стесненных условиях, должен изучить (а наиболее важные данные запомнить):
- курс на каждом участке маршрута;
- расстояние и время плавания на каждом участке и между СНО;
- ориентиры для контроля поворотов и плавания на каждом участке и другие характеристики;
- наличие естественных створов;
- значения ограждающих пеленгов и дистанций, других навигационных параметров;
- допустимое отклонение от оси фарватера в случае расхождения с другими судами;
- стесненные участки, где расхождение изменением курса затруднено;
- места возможных постановок на якорь.
Следует иметь в виду, что фактическое направление течения можно определить по буруну у плавучих СНО.
В критических ситуациях положительное развитие событий, первоначальных действий вахтенного помощника капитана, которые будут им предприняты до прихода капитана на мостик.
Вахтенные помощники капитана:
- после запуска АДГ проверяют на ручном управлении работу рулевого устройства при электропитании от АДГ;
- при необходимости организовывают переход на аварийное управление рулем из румпельного отделения;
- докладывают капитану;
- поднимают два шара или включают два красных огня в соответствии с Пр.27 (а) МППСС—72;
- продолжают контроль за движением судна;
- при наличии достаточной инерции направляют судно в сторону от ближайшей навигационной опасности, пути другого судна, к возможному месту постановки на якорь;
- готовят якоря к отдаче;
- переключают электропитание навигационных огней на аварийное;
- в случае ограниченной видимости начинают подачу звуковых сигналов в соответствии с Пр.35 (с) МППСС—72;
- дают оповещение по УКВ радиостанции всем судам и СУДС;
- определяют место судна;
- включают эхолот и РЛС;
- устанавливают связь с МО по батарейному телефону.
- проверяют закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей;
- держат УКВ радиостанцию включенной на 16-м канале;
- определяют место судна
- выставляют огни и знаки согласно МППСС—72;
- в темное время суток включают палубное освещение;
- осматривают корпус судна, определяют характер и размеры повреждений, приступают к борьбе за живучесть судна, если есть необходимостью
- при наличии пробоин выясняют, останется ли судно на плаву после самостоятельного снятия с мели;
- при наличии утечки нефти дают команду перепустить и перекачать ее из поврежденных в неповрежденные отсеки, обеспечивают предотвращение загрязнения моря; принимают необходимые меры по недопущению ударов судна о грунт и его выбрасыванию на меньшие глубины;
- снимают осадку судна, определяют потерю водоизмещения; производят промер глубин вокруг судна, определяют место касания грунта корпусом судна;
- дают в пароходство радиограмму по установленной форме; поддерживают постоянную связь с пароходством.