Rate this post

«Якорь нечист» означает, что при выборе якоря он запутался в собственной якорной цепи или зацепил и на его лапах повисли посторонние предметы — чужая якорная цепь, кабель, трос, проволока и т. д. В этом случае якорь  необходимо очистить от посторонних предметов.

Если якорь запутался в собственной якорной цепи, то работы по его очистке выполняют в следующем
порядке. Спускают за борт к якорю беседку. На нее посылают по штормтрапу со страховым поясом опытного матроса. Стальной трос одним концом крепят на кнехте, второй конец через швартовный клюз или киповую планку подают матросу на беседке. Приняв конец, он продевает его в якорную скобу и возвращает обратно на бак, где его принимают и крепят на турачку брашпиля (рис. а, положение I). Выбирают трос брашпилем, поднимают на нем якорь. Этим снимается нагрузка с якорной цепи. Якорная цепь провисает и ее сбрасывают с лап якоря (рис.  а, положение II ). С турачки брашпилем потравливают трос. Когда якорь всем весом повиснет на якорной цепи, трос снимают с кнехта и выбирают с помощью брашпиля. Матрос поднимается на судно, беседка выбирается.

Если якорь поднял чужую якорную цепь (трос или кабель), то для освобождения якоря надо завести
под чужую якорную цепь стальной трос. Один конец троса крепят на кнехтах. Второй (ходовой) конец
кладут на турачку брашпиля. Выбирая брашпилем трос, берут на него массу (вес) чужой якорь-цепи
(кабеля) (рис.  б, положение I).  Потравливают свою якорную цепь с помощью брашпиля. Если якорь освободился от якорной цепи, то его осторожно подбирают и поднимают на место. Трос с кнехта потравливают, и чужая якорная цепь (кабель) уходит в воду (рис.  б, положение II ) . Турачкой  брашпиля, где закреплен второй конец троса, выбирают трос на бак.

При стоянке на двух якорях судно может развернуться на 180° или сделать полный оборот на 360°.
В результате якорные цепи перекручиваются. При развороте судна на 180° образуется «крест». А при развороте на 360° цепь перекручивается дважды, образуя «крыж» или «двойной крест». Для разводки креста рекомендуют выбирать тот якорь, якорная цепь которого находится снизу. Разводка «крыжа» представляет большие трудности, и выборка одной якорной цепи положительного результата не дает. В этом случае необходимо воспользоваться услугами буксиров и совместными маневрами раскрутить (развернуть) судно в обратном направлении. Однако это не всегда удается. Тогда расклепывают одну из
якорных цепей и освободившийся конец обносят вокруг другой якорной цепи, разводят «крыж».

Техника безопасности при якорных работах.

При постановке на якорь и съемке судна с якоря необходимо выполнять следующие правила техники
безопасности:

запрещается, даже кратковременно, оставлять без надзора работающие шпили и брашпили, отвлекаться разговорами или выполнять другие работы;

перед началом работ по отдаче якорей, их подъему, втягиванию в клюз, «подрыву» посредством хода
судна необходимо убедиться в отсутствии людей в цепном ящике;

отдача якорей, снятие и наложение стопоров на якорную цепь, вытравливание и ее выборка производятся только по команде;

запрещается пускать на холостом ходу брашпиль, не убедившись в разобщении цепного барабана;

оставлять якоря в клюзах закрепленными только на ленточных тормозах.

Работы по очистке якоря и якорной цепи проводятся под’ руководством старшего помощника капитана.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий