Оперативный план по борьбе с водой должен включать следующие составляющие:
1. Введение
1.1 Оперативные планы борьбы с водой определяют основу борьбы с водой на судне и являются руководством к действию экипажа по борьбе с водой, в конкретных зонах.
Они разработаны согласно “Сводному описанию типовых оперативно-тактических карт и планов для судов морского флота”, и “Наставления по предупреждению аварий и борьбы за живучесть судов” (НБЖС)
Оперативный план борьбы с водой, является типовым документом для судов при применении на конкретных судах типа. Необходимая корректировка осуществляется старшим помощником капитана
2. Общая характеристика судна
Водоизмещение в полном грузу
Длина наибольшая
Ширина наибольшая
Высота борта наименьшая
Валовая вместимость
Скорость хода
Автономность плавания
Дальность плавания
3. Борьба с водой на судне. Обязанности должностных лиц при организации борьбы с водой.
Капитан судна осуществляет общее руководство действиями состава.
Старший помощник капитана непосредственно руководит действиями
членов экипажа и организует взаимодействие аварийных партий и ходовых вахт между собой.
Вахтенный помощник капитана объявляет общесудовую тревогу, указывает
место пробоины и какому аварийному формированию его тушить. Отдает приказание вахтенному механику о перекрытии топливопроводов. Докладывает капитану судна. При стоянке в порту одновременно сообщает диспетчеру порта.
Вахтенный механик обеспечивает готовность к действию технических средств, контролирует.
3.1 Борьба экипажа за непотопляемость судна осуществляется под руководством капитана в соответствии с Информацией об аварийной остойчивости и посадке судна и включает следующие действия экипажа:
? обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление места, размера и характера повреждений корпуса судна, водонепроницаемых переборок, второго дна, платформ и палуб; определение количества воды, поступающей внутрь судна в единицу времени (ориентировочно эти данные могут быть получены по таблице
? прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопущение распространения ее по судну;
? восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна;
? удаление забортной воды из затопленного отсека и фильтрационной воды из смежных с ним отсеков;
? спрямление-аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости;
обеспечение хода и управляемости аварийного судна
3.2 Аварийные формирования.
Для борьбы с водой на судне создаются следующие аварийные формирования:
Основная аварийные партия не менее 6 человек, начальник – 2-й помощник капитана, район действия – зона №1.
Аварийная партия МО, начальник – 2-й механик, район действия – зона №2.
Контроль за герметизацией, отключением электропитания, вентиляцией осуществляют начальники аварийных партий и старший помощник капитана.
По сигналу общесудовой тревоги начальники аварийных партий (групп)обязаны:
? прибыть в район аварии и доложить на ГКП о готовности партии (группы) к борьбе за живучесть судна;
? установить место, характер и размеры повреждений;
? выделить необходимое количество людей и средств для борьбы с водой и определить их действия;
? организовать вынос пострадавших из аварийного отсека и оказать им помощь;
? произвести герметизацию аварийного отсека;
? организовать осмотр отсеков, смежных с аварийным, и при необходимости дать указания по обеспечению водонепроницаемости переборок и закрытий и по их подкреплению;
? доложить о результатах разведки и действиях аварийной партии на ГКП.
3.3 При обследовании отсека в районе повреждений и смежных с ними помещений начальник аварийной партии запрещает открывать водонепроницаемые закрытия или ослаблять их задраивание до тех пор, пока не убедится, что это не приведет к распространению воды по судну.
3.4 Наличие воды в аварийном отсеке или помещении может быть проверено пуском в действие осушительной системы. Шум воздуха, выходящего через воздушные и измерительные трубы, глухой звук, издаваемый переборкой, палубой, вторым дном при ударе по ним металлическим предметом, отпотевание переборок, .палуб, платформ второго дна также указывают на наличие воды в аварийном отсеке.
3.5 При борьбе с поступлением воды необходимо:
? стремиться ограничить ее распространение по судну;
? при этом борьбу следует начинать от внешних границ затопленных районов, сосредотачивая основные силы и средства на помещениях, имеющих жизненно важное значение для судна;
? принимать меры по заделке повреждений корпуса;
? установить постоянное наблюдение за прочностью и водонепроницаемостью переборок со стороны смежных отсеков и при необходимости произвести их подкрепление и ликвидировать водотечность.
3.6 После прекращения поступления воды внутрь судна надлежит:
? тщательно проверить качество заделки пробоин и при необходимости произвести ее подкрепление;
? установить наблюдение за аварийным отсеком и смежными с ним помещениями, а в наиболее важных из них при необходимости выставить специальную вахту;
? принять меры по удалению из судна забортной воды
Подкрепление водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна производить при опасном затоплении отсека, значительных выпучинах в металле переборок, платформ и настила второго дна, а также при обнаружении признаков расхождения швов и ослабления заклепок.
3.7 Для предупреждения выпучивания или разрушения подкрепленных переборок, палуб, платформ, настила второго дна и закрытий опорные места для подпора должны выбираться на их наборе с вскрытием обшивки и изоляции.
Для предупреждения нарушения водонепроницаемости или снижения прочности запрещается выправлять с помощью подпор или домкратов остаточные деформации, полученные водонепроницаемыми переборками, палубами, платформами, настилом второго дна и закрытьями.
За подкрепленными водонепроницаемыми переборками, палубами, платформами и закрытьями следует установить непрерывное наблюдение.
3.8 Для осушения затопленного отсека надлежит использовать все, включая и переносные водоотливные средства, имеющиеся на судне.
3.9 Фактическое состояние аварийного судна устанавливается капитаном.
3.10. В процессе борьбы за непотопляемость капитан обязан контролировать запас остойчивости и плавучести, установить наблюдение за изменение» осадки судна и высотой надводного борта, а также учитывать количество поступившей внутрь судна воды. При этом капитан должен руководствоваться принципом, что важнейшим в борьбе за непотопляемость судна является восстановление его остойчивости и уменьшение крена и дифферента до минимальных.
3.11. Остойчивость судна следует считать недостаточной в следующих случаях:
? судно не отвечает нормам Регистра СССР по результатам расчета в соответствии с Информацией об остойчивости судна для капитана;
? при перекладке руля на ходу судно переваливается с борта на борт и не выпрямляется при приведении руля в положение «прямо руль».
3.12 Наблюдение за остойчивостью судна
При борьбе с водой следует обращать особое внимание на сохранение остойчивости судна, так как в результате скопления значительного количества воды во внутренних помещениях уменьшается метацентрическая высота, снижается остойчивость судна.