Услуги, оказываемые судовладельцам клубами при наступлении страховых случаев, являются не менее важной составной частью клубного страхования, чем возмещение убытков, поскольку они направлены на их снижение и одновременно на снижение стоимости страхования.В целом эти услуги сводятся к следующему: а) консультации членам клуба при наступлении страховых случаев; б) выдача гарантийного обеспечения для освобождения судна от ареста или для предотвращения ареста; в) назначение сюрвейеров и других специалистов от имени судовладельцев; г) оказание помощи в урегулировании требований к судовладельцу; д) назначение адвокатов от имени судовладельцев для ведения судебных и арбитражных дел и контроля за ними; е) подбор корреспондентов клуба в портах и руководство ими; ж) сбор статистических данных о страховых случаях, выявление наиболее повторяющихся и принятие превентивных мер. Сила клубов заключается не в непосредственном оказании услуг своим членам, а в многолетнем накоплении опыта организации представления таких услуг. Назначаемые клубом специалисты, включая адвокатов, действуют от имени судовладельцев, но полностью подотчетны управляющим клубов. Последние на основании их докладов дают консультации, рекомендуют пути урегулирования претензий, ведения дел и т. д. У каждого клуба есть свои корреспонденты почти во всех портах мира. Корреспонденты практически осуществляют функции клуба в местном масштабе. Подотчетны они в первую очередь не членам клуба, а управляющим клуба. Как правило, корреспонденты клуба это компании, специализирующиеся на предоставлении таких услуг и обладающие достаточно высокой квалификацией. Хотя в некоторых, особенно развивающихся странах их квалификация и работоспособность оставляет желать много лучшего. Практически нет корреспондентской сети клубов для обслуживания судовладельцев в советских портах. Довольно часто одна и та же компания является корреспондентом нескольких клубов. Это приводит к конфликту интересов. Особенно при столкновении судов различных клубов, когда в данном порту имеется только одна фирма-корреспондент. Адвокатские компании всегда борются за право представлять клубы, поскольку это дает им достаточно большой и устойчивый объем работы. В идеальном случае корреспонденты клуба должны выполнять примерно следующие обязанности: а) ориентировать капитана и давать ему рекомендации в отношении местного законодательства, правил и подготовки документации; б) назначение местного сюрвейера, эксперта и адвоката; в) сбор доказательств и первоначальный опрос свидетелей; г) контроль за деятельностью сюрвейеров, экспертов и адвокатов и размером связанных с этим расходов; д) дача рекомендаций по условиям требуемых гарантий и, по получении инструкций, выдача гарантийных писем от имени клуба; е) быстрая и квалифицированная информация страховщиков об инциденте с дачей рекомендаций; ж) урегулирование претензий в соответствии с инструкциями страховщиков; з) выставление счетов за оказанные услуги страховщикам или судовладельцам. Кроме конкретных действий, связанных со страховыми случаями, от корреспондента клуба ожидаются также действия по сбору и информации страховщиков и их членов о развитии законодательства, о новых правилах и других проблемах, влияющих на страхование ответственности, ведение рабочих досье на местных экспертов, сюрвейеров и адвокатов, поддержка контактов с местными властями и т. п. Следует отметить, что корреспондентские фирмы с удовольствием предоставляют по просьбе и за счет судовладельцев многие услуги и по незастрахованным рискам. По правилам всех клубов судовладелец должен сам урегулировать требования к нему, а затем предъявлять оплаченные суммы для компенсации клубу. В то же время он обязан немедленно сообщить клубу о произошедшем случае или событиях, которые могут повлечь ответственность судовладельца. Получив такое сообщение, клуб может активно вмешаться и даже взять урегулирование инцидента на себя, но от имени судовладельца. В любом случае судовладелец не имеет права оплатить предъявленные к нему требования по застрахованным рискам без согласия клуба или вопреки его рекомендациям. При несоблюдении этого клуб может отказать полностью или частично в возмещении убытков. Одна из наиболее ценных услуг, предоставляемых клубами, — это выдача обеспечений — как правило, в виде гарантийных писем клубов, которые признаются достаточными во многих странах мира. Там, где гарантийные письма клубов не принимаются (например, в Турции), по поручениям клубов выдаются банковские гарантии. Выдача гарантийного письма может быть осуществлена в течение нескольких часов через корреспондента от имени клуба. Выдачу гарантийных писем клубы осуществляют не как обязанность по отношению к членам, а как добровольную услугу. Ни в одних правилах клубов нет таких обязательств. Клубы в достаточном количестве снабжают своих членов Правилами и списками корреспондентов с указанием их адресов и телефонов. На практике при наступлении страхового случая или только при подозрении на возникновение убытков капитан через агента или непосредственно вызывает корреспондента на борт и с учетом его рекомендаций принимает неотложные меры, а также заказывает сюрвейера и других специалистов при необходимости. Одновременно о страховом случае и предпринимаемых действиях сообщается судовладельцу. Фотокопии с судовых и других документов (а также любые показания) желательно передавать с разрешения судовладельца, а оригиналы оставлять на судне. Особенно это следует соблюдать при столкновениях судов. Корреспондент клуба, собрав данные и документы об инциденте, убытках и предъявляемых требованиях, выдает рекомендации судовладельцу. В таком же порядке клубы используют и услуги адвокатов. Несмотря на несомненно крайне полезную деятельность клубов по урегулированию претензий, чем они отличаются от других страховщиков, следует всегда помнить, что прежде и больше всего в уменьшении убытков заинтересован сам судовладелец, невзирая на компенсации страховщика. Ведь сами компенсации осуществляются за счет страховых взносов тех же судовладельцев. Поэтому нельзя полностью передоверять клубам или их корреспондентам такой важный участок сокращения убытков и расходов судовладельца, как работа с претензиями, ведением судебных и арбитражных дел. Советские пароходства и фирма «Юринфлот» ВВО «Совфрахт» от их имени активно работают в этой области вместе с клубами. Это заслуживает полного понимания и одобрения соответствующих клубов и Ингосстраха. Во многих странах последние пользуются адвокатскими, сюрвейерными и другими фирмами, по предложению «Юринфлот». У последнего большой опыт работы в ведении спорных дел пароходств за границей. Ингосстрах для целей страхования ответственности в большинстве случаев использует тех же корреспондентов, что и клубы взаимного страхования.
- Страховые взносы
- Специализированные клубы