Сталия (laytime) — это срок, отводимый фрахтователю для погрузки и выгрузки груза без дополнительной оплаты. Превышение срока сталии дает основание судовладельцу взыскать с фрахтователя определенную денежную сумму — демередж. При досрочном окончании грузовых операций фрахтователь вправе требовать (при наличии условия в чартере) уплаты ему диспача. Основные условия чартеров о сталии понимаются неодинаково.В помощь практике БИМКО, ММК, ФОНАСБА и Генеральный совет британского судоходства издали «Определения используемых в чартерах терминов, относящихся к сталии, 1980 года». Этот документ не имеет обязательной силы. Содержащиеся в нем определения могут быть включены в чартер с помощью соответствующей ссылки на упомянутый документ лишь по соглашению сторон. В докладе секретаря ЮНКТАД 1990 года констатируется, что предложенные термины пока не нашли широкого применения на практике. Начало сталии зависит от условий конкретного чартера. Вместе с тем сложилось общее понимание, что для начала сталии необходима совокупность трех условий: а) судно должно считаться «прибывшим» в согласованный пункт назначения, б) должно быть дано уведомление о готовности судна к погрузке или выгрузке (нотис о готовности к выгрузке не требуется в некоторых странах, включая Великобританию), в) судно должно быть фактически готово к погрузке или разгрузке. Первое условие является ключевым. Поиски приемлемого для всех определения «прибывшего судна» не принесли удовлетворительного решения. Является ли судно «прибывшим», зависит от его прибытия к причалу, в док, в порт. Соответственно принято различать причальный чартер, доковый чартер, портовый чартер. В первых двух чартерах устанавливается, что судно считается прибывшим, когда оно ошвартуется к конкретному причалу или будет находиться в конкретном доке. В обоих случаях риск задержки постановки судна к причалу или в док несет судовладелец. Сложнее, когда речь идет о портовом чартере. Порт — понятие неоднозначное. Можно говорить о географических, административных и коммерческих границах порта. В английской практике после серии противоречивых решений палата лордов в 1973 г. дала новое определение прибывшего судна: судно, если оно не может сразу же подойти к причалу, должно занять в пределах порта место, где оно находилось бы в непосредственном и эффективном распоряжении фрахтователя. Если оно находится в месте, где обычно суда ждут погрузку или выгрузку, то считается, что оно выполнило это требование при условии, что фрахтователь не докажет наличия каких-то чрезвычайных обстоятельств, исключающих для него возможность непосредственного и эффективного распоряжения судном. Если же судно ожидает погрузки или выгрузки в каком-либо ином месте порта, то судовладелец должен доказать, что судно в такой же степени находится в распоряжении фрахтователя, как и в непосредственной близости от причала (дело «Иоанна Олдендорф»). Существующее понятие «прибывшего судна» складывается из трех моментов: 1) судно должно быть в границах юридической и географической зоны конкретного порта (в смысле общего понимания его использования). Соответственно судно никогда не будет считаться прибывшим, если портовые власти потребуют, чтобы оно находилось за пределами этой зоны; 2) в этом месте порта судно должно находиться в непосредственном и эффективном распоряжении фрахтователя, то есть после получения информации об освободившемся причале судно может быстро подойти к нему. Достаточно хорошая радиосвязь и высокие скорости современных судов позволяют выполнить это требование даже тогда, когда стоянка судна находится в некотором удалении от конкретного причала. К тому же предупреждение о вероятном времени освобождения причала обычно дается заранее; 3) судно предполагается находящимся в непосредственном и эф- фективном распоряжении фрахтователя, если оно находится в месте, где обычно суда ждут погрузку или выгрузку. Доказательство противоположного лежит на фрахтователе. Если судно находится в каком-либо ином месте порта, то судовладелец должен доказать, что судно находится в непосредственном и эффективном распоряжении фрахтователя. Бремя доказывания лежит на судовладельце. Ожидать причал судну нередко приходится за пределами юридических, фискальных и административных границ порта. Такой случай разбирался в деле «Марата Энвой». Английский апелляционный суд считал, что судну совсем не обязательно пребывать в пределах финансовой или административной зоны порта. Суд сослался при этом на решение нью- йоркского арбитража (оно касалось судна, прибывшего для разгрузки в Роттердам. Судно стало на якорь и дало нотис о готовности, находясь в зоне, обозначенной как «рекомендованная якорная стоянка для тех судов, которые ожидают разрешения на вход в порт Роттердам». Арбитраж признал действия капитана правомерными. Палата лордов отклонила решение апелляционного суда со ссылкой на решение по делу «Иоанна Олдендорф». В США обычно по-коммерчески здраво подходят к вопросу о стоянке судна. Географические соображения играют весьма незначительную роль. Судно считается прибывшим, когда оно находится на обычной якорной стоянке вне географических и физических пределов порта Тем более, если перемещение судна к тому же в какой-то мере контролируется местными властями. Например, путем регулирования процесса смены судов у причала. Право ФРГ близко к праву США: риск задержки судна на любой стадии исполнения договора распределяется в зависимости от того, относятся ли причины задержки к сфере деятельности фрахтовщика или фрахтователя. Суды ФРГ считают допустимым возможность исчисления сталии еще до прибытия судна в порт. Но с одним условием: когда прибытию судна помешали обстоятельства, лежащие в сфере деятельности фрахтователя. В праве Швеции судно рассматривается как прибывшее даже в том случае, если власти порта или дока вынуждают его ждать за пределами порта или дока. Шведские комментаторы считают, что «необходимость в определении портовой зоны для выяснения того, достигло ли судно места своего назначения, зачастую отсутствует». Датские финские и норвежские правила требуют, чтобы судно достигло самого порта. Порт рассматривается в контексте его коммерческого использования, а не с административной точки зрения. У французской судебной практики жесткие требования к определению прибывшего судна: судовладельцу надо доказать строгое исполнение обязанности достичь обусловленного в договоре места назначения; неприбытие судна в место назначения (из-за волнения моря) относится к морскому риску, лежащему на судовладельце. В работах советских специалистов разумным и коммерчески оправданным видится другой подход. При перевозке на основания портового чартера «судно должно считаться прибывшим, если оно: а) достигло причала; б) не достигло причала ввиду скопления судов в порту и заняло обычное для данного порта место ожидания безотносительно к тому, находится ли оно в границах порта или нет.
- Риски задержки исполнения чартера
- Условия о переходе риска задержки исполнения рейсового чартера