25 октября1991 г. была образована таможенная служба России. В указе Президента Российской Федерации говорилось: «В целях обеспечения экономической основы суверенитета и государственной безопасности РФ образовать Государственный таможенный комитет РСФСР» (ГТК). В декабре1991 г. Правительство утвердило Положение о ГТК РФ, был образован его центральный аппарат.
Сложность работы состояла в том, что в связи с распадом СССР России досталось 20% действующих таможен, тогда как доля товарооборота во внешней торговле превышала 50%. ГТК РФ разработал программу развития таможенной службы, которая предусматривала создание сети таможенных учреждений внутри страны и на ее границах. В связи с новыми подходами были пересмотрены взгляды на таможенную политику.
Ее основу составили три основополагающих принципа:
• возрождение опыта дореволюционной России; таможенные органы совместно с другими государственными структурами стали органами экономической защиты России как на границе, так и внутри страны;
• таможенная служба нацеливалась на сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом;
• переориентировка таможенного оформления и контроля с границы внутрь страны, где должна оформляться основная масса грузооборота.
Для целей реализации правовых и организационных основ таможенного дела государства в1993 г. был введен в действие Таможенный кодекс Российской Федерации. Таможенный кодекс является основным законодательным документом, обеспечивающим защиту экономического суверенитета и безопасность Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
В связи с развитием и укреплением таможенной системы в Российской Федерации с 01.01.2004 г. введен в действие новый Таможенный кодекс Российской Федерации №. 61-ФЗ (далее — Кодекс).
Целью принятия Кодекса является приведение таможенного законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, существенное упрощение и ускорение процедуры таможенного оформления товаров, установление стабильных таможенных правил. Кодекс, в отличие от предшественника, является актом прямого действия и содержит минимальное количество отсылочных норм.
До его введения отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, регулировались огромным количеством нормативно-правовых актов ГТК России (приказы, распоряжения и др.). Кроме того, ГТК издал большое количество актов ненормативного характера (письма, телеграммы и др.). Кодексом установлены требования к подзаконным актам. Положения правовых актов в области таможенного дела, в соответствии со ст. 6 ТК РФ, должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Такие акты не должны противоречить законодательству РФ или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ.
Кодекс устанавливает, что государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено ТК РФ, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Согласно п. 5 ст. 6 ТК РФ, никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела. Включение подобных норм в Кодекс позволяет надеяться, что таможенное законодательство станет более систематизированным, понятным и не столь обширным, как ранее.
Одновременно с разработкой ТК была проведена административная реформа органов исполнительной власти. В результате реформы федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области таможенного дела стали Министерство экономического развития и торговли, а в части методологии и практики начисления и взыскания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств — Министерство финансов Российской Федерации. ГТК реорганизован в Федеральную таможенную службу РФ (ФТС).