Готовность к грузовым работам касается самого судна. Она зависит различных обстоятельств, включая позицию судна (при портовом и причальном чартере), физическую способность судна принимать груз, соответствие всем требованиям порта о надлежащем оформлении документов. За рубежом различают физическую готовность судна к грузовым работам и его юридическую готовность. Перечень требований, образующих понятие физической готовности судна, зависит от конкретных обстоятельств дела.В целом «судно считается готовым к погрузке, если полностью готовы к погрузке все его трюмы… таким образом, чтобы фрахтователь мог завершить осуществление контроля за каждым помещением судна, в которых может быть размещен груз». В причальном чартере судно обычно во всех отношениях должно быть готово к приему груза, прежде чем будет дан нотис. Если судно признано «прибывшим» на основании портового чартера, то нотис может быть дан до открытия люков и уборки бимсов, имея в виду, что такая работа будет завершена во время швартовки у причала. Юридическая готовность судна к грузовым работам понимается как отсутствие правовых препятствий со стороны публичных органов власти порта к началу грузовых работ. Судно должно получить свободную практику — разрешение местных санитарных властей на поддержание судном и членами его экипажа связи с берегом. Некоторые из требований санитарных властей представляют собой просто формальность и судовладельцам разрешается дать нотис о готовности судна даже если судном еще не получена свободная практика (The Delian Spirit). При этом предполагается, что такой нотис не будет считаться действительным, если капитан не получит требуемый документ к моменту постановки судна к причалу или сразу после постановки судна к причалу (The Tres Flores). Комментаторы английского права сформулировали следующее правило: «0дин лишь факт, что свободная практика не получена, не означает, что судно не готово к погрузке, если фактически свободная практика может быть получена в любое время и без задержки погрузки». Обычно получение свободной практики рассматривается в между- народном торговом мореплавании как обязательная предпосылка признания готовности судна к грузовым работам. Этому правилу следует и практика МАК.
- Гамбургские правила
- Перерыв сталийного времени