В практике грузовых операций часто возникает необходимость в определении количества груза на борту судна. Такая операция производится при погрузке угля, руды, зерна и других навалочных, насыпных и наливных грузов. Данная методика применяется в морской практике перевозки грузов, когда они размещаются на судне без взвешивания. Возможно также применение данного способа с целью контроля погруженного или выгруженного груза с известным весом. В грузовых документах при перевозке навалочных (насыпных) грузов указывается, что масса груза принята по заявлению отправителя.
Во избежание разногласий как с отправителем, так и с получателем груза, перевозчик обязан контролировать количество груза по изменениям посадки и водоизмещения судна до и после погрузки (выгрузки) также точно, как это производят профессиональные инспекторы грузоотправителя и грузополучателя.
В мировой практике принято считать расчет достаточно убедительным для заинтересованных сторон в том случае, если количество погруженного (выгруженного) груза достигает точности порядка 0,5 % от массы всего груза. Большие просчеты возможны из-за погрешностей в проведении замеров на судне (осадки, уровней жидкости в танках), а в дальнейшем как следствие, и сам расчет может явиться причиной значительных расхождений.
Масса судна, равная массе воды, вытесняемой судном, называется весовым водоизмещением. Поскольку водоизмещение судна изменяется в зависимости от степени его загрузки, любому значению осадки (углублению корпуса в воду) соответствует определенное водоизмещение. Весовое водоизмещение судна Δ (т) характеризуется тремя параметрами посадки: средней осадкой на миделе, креном и дифферентом.
Оно может быть рассчитано двумя способами:
– с помощью уравнения плавучести: Δ = ρ х Δ
где: ρ– плотность воды, в которой находится судно (т/м3 );
∇ – объемное водоизмещение судна (м3 );
– с помощью уравнения нагрузки: Δ = Δ o + Δw
где: Δ o – масса судна порожнем, включающая массы корпуса, механизмов с топливом в системах двигателей и котлов, заполненных водой, штатного материально-технического имущества и снабжения, включая запчасти и постоянный балласт.
Δw – дедвейт судна, то есть полная грузоподъемность судна, определяемая из разницы массы судна между водоизмещениями с грузом и порожнем.
Дедвейт судна включает следующие нагрузки: Δw=Рг+Рт+Рм+Рв+Рпр+РБ+Рэ+Рмз
где:
Рг – перевозимый груз;
Pт – запасы топлива;
Pм – запасы масла;
Pв – запасы воды (питьевая, мытьевая, котельная);
Pб – жидкий переменный балласт;
Pэ – масса экипажа и пассажиров с багажом;
Pмз – масса «мертвого» запаса;
Масса так называемого «мертвого запаса» PМЗ официально не признана и в литературе чаще упоминается как «судовая постоянная».
По некоторым данным, ежегодное уменьшение грузоподъемности танкеров из-за накопления в корпусе судна ржавчины, составляет 0,2 % от массы перевозимого груза, причем ремонты и очистки не приводят к полному восстановлению грузоподъемности.
Сюда же входят остатки жидких грузов в опорожненных танках и цистернах, то есть не учитываемые нагрузки по всем статьям уравнения нагрузки, кроме статьи перевозимого груза.
В зависимости от условий и сроков эксплуатации масса «мертвого» запаса на некоторых судах может достигать ста и более тонн.
Искомая масса принятого (сданного) на судне груза теоретически
определяется при решении системы из двух уравнений:
– уравнения плавучести;
– уравнения нагрузки.
Практически количество переработанного груза с начала грузовых операций Рг определяется, как разность водоизмещений судна без переменных запасов до начала и по окончании грузовых работ: Рг=(Δк-∑рк)-(Δн-∑рн) где Σр – сумма всех переменных судовых запасов.
Подбуквенные индексы «к» и «н» обозначают конец и начало грузовых работ. Естественно, что точность расчета количества переработанного на судне груза зависит от точности определения всех параметров посадки судна. При постоянно осуществляемом на судне учете и контроле количества переменных запасов основное внимание должно быть уделено тщательному выполнению следующих операций:
– снятие и расчет осадок по маркам углубления;
– определение параметров посадки судна;
– расчет водоизмещения судна с учетом поправок на дифферент, изгиб корпуса, плотность воды.
На судне должны быть выполнены мероприятия для сюрвейерского осмотра. Балластные танки должны быть легкодоступны для определения количества балласта с применением калибровочных таблиц. Если имеется какое-либо сомнение в количестве балласта в каком либо танке, этот танк должен быть вскрыт и досмотрен визуально. Используемые под балласт грузовые трюма к началу осмотра по возможности должны быть освобождены от балласта и очищены. Персонал судна должен быть готов к началу осмотра судна сюрвейером. Старший помощник капитана проверяет наличие необходимой документации.
На судне не должно производиться никаких перемещений балластных, питьевых и мытьевых вод, запасов топлива и масел, а также грузов пока все измерения и замеры не будут произведены. В это время не должны работать судовые краны и производится швартовные и якорные операции. Измерения и вычисления вносятся в специальную ведомость расчета по осадке.
Окончательный и согласованный расчет заносится в акт расчета массы погруженного (выгруженного) груза, который подписывается сюрвейером и капитаном судна