Загрузка...

В практике грузовых операций часто возникает необходимость в определении количества груза на борту судна. Такая операция производится при погрузке угля, руды, зерна и других навалочных, насыпных и наливных грузов. Данная методика применяется в морской практике перевозки грузов, когда они размещаются на судне без взвешивания. Возможно также применение данного способа с целью контроля погруженного или выгруженного груза с известным весом. В грузовых документах при перевозке навалочных (насыпных) грузов указывается, что масса груза принята по заявлению отправителя.
Во избежание разногласий как с отправителем, так и с получателем груза, перевозчик обязан контролировать количество груза по изменениям посадки и водоизмещения судна до и после погрузки (выгрузки) также точно, как это производят профессиональные инспекторы грузоотправителя и грузополучателя.
В мировой практике принято считать расчет достаточно убедительным для заинтересованных сторон в том случае, если количество погруженного (выгруженного) груза достигает точности порядка 0,5 % от массы всего груза. Большие просчеты возможны из-за погрешностей в проведении замеров на судне (осадки, уровней жидкости в танках), а в дальнейшем как следствие, и сам расчет может явиться причиной значительных расхождений.

Масса судна, равная массе воды, вытесняемой судном, называется весовым водоизмещением. Поскольку водоизмещение судна изменяется в зависимости от степени его загрузки, любому значению осадки (углублению корпуса в воду) соответствует определенное водоизмещение. Весовое водоизмещение судна Δ (т) характеризуется тремя параметрами посадки: средней осадкой на миделе, креном и дифферентом.
Оно может быть рассчитано двумя способами:
– с помощью уравнения плавучести: Δ = ρ х Δ

где: ρ– плотность воды, в которой находится судно (т/м3 );
– объемное водоизмещение судна (м3 );

– с помощью уравнения нагрузки: Δ = Δ o + Δw

где: Δ o – масса судна порожнем, включающая массы корпуса, механизмов с топливом в системах двигателей и котлов, заполненных водой, штатного материально-технического имущества и снабжения, включая запчасти и постоянный балласт.

Δw – дедвейт судна, то есть полная грузоподъемность судна, определяемая из разницы массы судна между водоизмещениями с грузом и порожнем.

Дедвейт судна включает следующие нагрузки: ΔwгтмвпрБэмз

где:
Рг – перевозимый груз;
– запасы топлива;
– запасы масла;
– запасы воды (питьевая, мытьевая, котельная);
– жидкий переменный балласт;
– масса экипажа и пассажиров с багажом;
Pмз – масса «мертвого» запаса;

Масса так называемого «мертвого запаса» PМЗ официально не признана и в литературе чаще упоминается как «судовая постоянная».

По некоторым данным, ежегодное уменьшение грузоподъемности танкеров из-за накопления в корпусе судна ржавчины, составляет 0,2 % от массы перевозимого груза, причем ремонты и очистки не приводят к полному восстановлению грузоподъемности.

Сюда же входят остатки жидких грузов в опорожненных танках и цистернах, то есть не учитываемые нагрузки по всем статьям уравнения нагрузки, кроме статьи перевозимого груза.

В зависимости от условий и сроков эксплуатации масса «мертвого» запаса на некоторых судах может достигать ста и более тонн.

Искомая масса принятого (сданного) на судне груза теоретически
определяется при решении системы из двух уравнений:
– уравнения плавучести;
– уравнения нагрузки.

Практически количество переработанного груза с начала грузовых операций Рг определяется, как разность водоизмещений судна без переменных запасов до начала и по окончании грузовых работ: Рг=(Δк-∑рк)-(Δн-∑рн) где Σрсумма всех переменных судовых запасов.

Подбуквенные индексы «к» и «н» обозначают конец и начало грузовых работ. Естественно, что точность расчета количества переработанного на судне груза зависит от точности определения всех параметров посадки судна. При постоянно осуществляемом на судне учете и контроле количества переменных запасов основное внимание должно быть уделено тщательному выполнению следующих операций:

– снятие и расчет осадок по маркам углубления;
– определение параметров посадки судна;
– расчет водоизмещения судна с учетом поправок на дифферент, изгиб корпуса, плотность воды.

На судне должны быть выполнены мероприятия для сюрвейерского осмотра. Балластные танки должны быть легкодоступны для определения количества балласта с применением калибровочных таблиц. Если имеется какое-либо сомнение в количестве балласта в каком либо танке, этот танк должен быть вскрыт и досмотрен визуально. Используемые под балласт грузовые трюма к началу осмотра по возможности должны быть освобождены от балласта и очищены. Персонал судна должен быть готов к началу осмотра судна сюрвейером. Старший помощник капитана проверяет наличие необходимой документации.
На судне не должно производиться никаких перемещений балластных, питьевых и мытьевых вод, запасов топлива и масел, а также грузов пока все измерения и замеры не будут произведены. В это время не должны работать судовые краны и производится швартовные и якорные операции. Измерения и вычисления вносятся в специальную ведомость расчета по осадке.
Окончательный и согласованный расчет заносится в акт расчета массы погруженного (выгруженного) груза, который подписывается сюрвейером и капитаном судна

 

 

 

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий