Заказать написание учебной работы у преподавателя по Судовождению
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

В зависимости от формы форштевня, местоположения кормовой марки углубления и дифферента судна средние осадки, рассчитанные по осадкам на марках углубления и на перпендикулярах, могут отличаться на 10 см и более.
Приведение осадок на корпусе судна к осадкам на перпендикулярах производится графическим или расчетно-графическим методом с помощью чертежа расположения марок углубления (он может иметь различные наименования), а при его отсутствии – по боковому виду чертежей общего расположения. Используются те документы, где точно изображены носовые и кормовые обводы судна и на которых лицом, производящим расчеты, могут быть нанесены линии через местоположения марок углубления.
Работа должна производиться на столе, позволяющем разложить без складок весь чертеж.

koordinatu osadokПри этом используется остро отточенный карандаш, поверенная, лучше длинная металлическая линейка, нить или тонкая проволочка, взамен линейки, если она коротка и не перекрывает боковой вид судна.
Применение измерителя не рекомендуется ввиду того, что он портит тонкую бумагу чертежа.

Бумага чертежа должна быть проверена (по линиям, длина которых известна) на усадку, как в продольном, так и в поперечном направлениях. Усадка должна учитываться. Методы приведения осадок к перпендикулярам различаются лишь на конечной стадии рассчетов.

Графический метод.
На носовой и кормовой марках углубления откладываются значения соответствующих осредненных осадок носом и кормой. Через эти точки с помощью линейки (нити) проводится ватерлиния или ее отрезки в оконечностях и на миделе, пересекающие перпендикуляры. Графический метод завершается непосредственным снятием осадок на перпендикулярах в масштабе чертежа, и их значения заносятся в таблицу.

Расчетно-графический метод.
Если судно сидит на ровном киле, то для получения средней осадки необходимо вычислить осадки на носовом и кормовом перпендикулярах.
Для этого по маркам углубления снимают осадки с двух бортов: носом, кормой и на миделе. Затем определяют средние осадки (в м):

Tн=(Тнп/б+Тнл/б)/2

Тм=(Тмп/б+Тмл/б)/2

Тк=(Tкп/б+Tкл/б)/2

где: Тнп/б – снятая осадка по маркам углубления носом с правого борта; Тнл/б – снятая осадка носом по маркам углубления с левого борта; T – снятая осадка на миделе с правого и левого борта.

Поправки для приведения осадок носом и кормой к соответствующим перпендикулярам вычисляются по формулам:

formulaгде: Тн – средняя осадка носом;
Тк – средняя осадка кормой;
Lм – длина судна между марками углубления;
δТн– поправка для приведения средней осадки носом к носовому перпендикуляру;
δТк – поправка для приведения средней осадки кормой к кормовому перпендикуляру;
lн – расстояние от точки пересечения носовой марки углубления с действующей ватерлинией до носового перпендикуляра;
lк – расстояние от точки пересечения кормовой марки углубления с действующей ватерлинией до кормового перпендикуляра.

shema privedeniy osadokВеличины lн и lк снимаются непосредственно с чертежа марок углублений (если он имеется в технической документации судна) или с общего чертежа судна. Кроме того, на некоторых судах в судовой документации имеется, например, таблица расстояний по оси абсцисс от форштевня до  носового перпендикуляра в зависимости от осадки носом. Эта информация тоже может быть использована для определения величины lн. Для правильного определения знака поправок следует следить за правильностью знаков, придаваемых величинам lн и lк, которые считаются положительными (+), если марка углубления расположена в корму от соответствующего перпендикуляра и отрицательными (–), если расположена в нос. Правильность знака поправки к осадке носом или кормой легко проконтролировать, так как он очевиден непосредственно из чертежа, используемого в каждом конкретном случае. Чтобы получить осадки на перпендикулярах, соответствующие поправки следует сложить с измеренными средними осадками:

formula 2.7Известные осадки на перпендикулярах позволяют вычислить исправленную среднюю осадку (теоретическую на миделе):

formula 2.9Расчетно-графический метод предпочтителен для судов, имеющих вертикальные, то есть равноудаленные от перпендикуляров (lн = const и lк = const) марки углубления. Таковыми в большинстве являются носовые и кормовые марки на судах с бульбо образной носовой оконечностью.

Рассмотрим пример

С марок углубления на борту судна сняты средние осадки: Тн = 2,34 м; Тк = 4,61м.

Неисправленная средняя осадка Тср = (Тн + Тк) / 2 = (2,34 + 4,61) / 2 = 3,475 м.

Длина между марками углубления Lм = 85,55 м (с чертежа). Дифферент ψ = (Тн – Тк) = (2,34 – 4,61) = – 2,27 м.

С судового чертежа марок углублений сняты расстояния между марками и соответствующими перпендикулярами: lн = + 6,03 м; lк = – 4,52 м.

Поправки к осадкам носом и кормой рассчитываются δ Тн = (Тн – Тк) lн / Lм = (–2,27) 6,03 / 85,55 = – 0,16 м ;

δ Тк = (Тн – Тк) lк / Lм = (–2,27) (–4,52) / 85,55 = + 0,12 м.

Получаем осадку на носовом и кормовом перпендикуляре:

Тн⊥ = Тн + δ Тн = 2,34 + (– 0,16) = 2,18 м;

Тк⊥ = Тк + δ Тк = 4,61 + 0,12 = 4,73 м.

Исправленная средняя осадка составит

Тср⊥ = (Тн⊥+ Тк⊥) / 2 = (2,18 + 4,73) / 2 = 3,455 м.

Из расчета видно, что исправленная средняя осадка на 2 см меньше неисправленной.

 

 

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий