Эта катастрофа унесла в несколько раз больше людских жизней, чем трагическая гибель «Титаника» и «Лузитании» вместе взятых
Судно было не столь велико. Оно было спущено на воду в Ленинграде в 1928 году и рассчитано на перевозку 980 пассажиров и 1000 тонн груза. “Армения” входила в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Эти красивые быстроходные теплоходы в народе называли “рысаками”. Они обслуживали линию Одесса – Батуми – Одесса и исправно перевозили тысячи пассажиров вплоть до 1941 года.
С началом Великой Отечественной войны “Армению” срочно переоборудовали в санитарно-транспортное судно. Роскошные салоны и рестораны были превращены в операционные и перевязочные. На бортах и палубе ярко красной краской были нанесены огромные кресты, а на мачте был поднят флаг международного Красного Креста. Взглянув на него, капитан теплохода Владимир Яковлевич Плаушевский заметил старпому, не думаю, что это поможет нам.
И действительно, с первых дней войны госпитальные суда подвергались атакам немецкой авиации. В июле 1941 года были повреждены санитарные транспорты “Котовский” и “Антон Чехов”, а объятая пламенем “Аджария” выбросилась на мель близ Одессы. В августе погиб пароход “Кубань”. После этого на “Армении” были установлены четыре 45-мм пушки 21К.
Между тем Красная Армия в упорных и кровопролитных боях обороняла Одессу, а основной фронт отходил на восток, к Крыму. Раненых было очень много. Днем и ночью, в любую погоду на борту “Армении” шла борьба за жизнь и здоровье наших солдат и офицеров. Капитану Плаушевскому удалось совершить пятнадцать невероятно тяжелых и опасных рейсов из Одессы в порты кавказского побережья, эвакуировав около 16 тысяч раненых и мирных жителей.
Наступление 2-й армии Манштейна на Крым было стремительным. Под мощными ударами превосходящих сил противника 26-27 октября советские войска начали беспорядочный отход от Перекопа. Только на подступах к Севастополю понесшие большие потери части Красной Армии смогли организовать оборону и оказать серьезное сопротивление противнику. Через два дня, 29 октября в городе было введено осадное положение. Однако это не спасло от ужасной неразберихи. Пытались эвакуировать все подряд, не задумываясь о будущем.
Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на теплоход “Армения”. Она проходила стихийно, и никто не знал даже количество принятых на борт людей. Еще 5 ноября всем флотским медицинским организациям было приказано эвакуироваться, хотя впереди предстояла еще тяжелая и кровопролитная оборона города. Несколько флотских госпиталей вместе с ранеными, медперсоналом и оборудованием попали на “Армению”.
Неожиданно в штаб флота пришло сообщение, что в Ялте собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых надо было эвакуировать. В Севастополе было достаточно небольших судов, которые вполне могли бы выполнить эту задачу, но решили послать “Армению”, хотя рисковать таким ценным теплоходом не было никакой необходимости. Для выполнения этой задачи судну было приказано выйти в море в 17 часов, т.е. за два часа до наступления темноты.
Выход из Севастополя в светлое время уже в то время был связан с большим риском, поскольку теплоход вполне могли потопить еще на переходе к Ялте, однако в этот раз ему повезло. Сразу после выхода из Севастополя последовал новый приказ – зайти в Балаклаву. Там к “Армении” подошли несколько катеров, и сотрудники НКВД погрузили на судно деревянные ящики. Накануне, 6 ноября, Сталин подписал приказ о срочной эвакуации из Крыма наиболее ценного имущества. В связи с этим предполагается, что в ящиках было золото и ценности из крымских музеев. После этого теплоход опять взяла курс на Ялту и пришел туда только около 2 часов ночи. Вновь началась погрузка эвакуируемых, раненых и персонала госпиталей. Таким образом на одном санитарном транспорте оказалось 23 госпиталя – практически весь врачебный состав Черноморского флота.
Предполагаемый и действительный маршрут теплохода “Армения”
В Ялте был получен приказ командующего флотом, что выход “Армении” запрещается до 19 часов, то есть до наступления темноты. Капитан теплохода Плаушевский нарушил этот приказ и вышел в море 7 ноября в 8.00. Дело в том, что в Ялте совершенно отсутствовали какие-либо средства ПВО и маскировки. Большое судно у причала было видно как на ладони и представляло идеальную цель для немецких летчиков и артиллерии, которая могла подойти в любой момент.
Теплоход сопровождали два сторожевых катера и два истребителя И-153 “Чайка”. Погода портилась, начинался шторм, небо было покрыто низкой рваной облачностью. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем Не-111. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты “Армения” затонула. По официальным данным при этом погибло около 5 тысяч человек. Очевидцы же утверждают, что на судне пассажиров было в полтора или два раза больше, поскольку от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой. Катера спасли только 8 человек. По данным украинских ученых еще 5 человек вплавь добрались до берега.
Главной причиной гибели теплохода стали преступные приказы командования, в результате которых “Армении” пришлось выйти в море в светлое время. Если бы она вышла из Севастополя на закате (как и планировалось), утром следующего дня она была бы у берегов Кавказа. В 1941 году ни один наш корабль на Черном море не подвергся атакам неприятельских надводных кораблей или подводных лодок, а германская авиация не имела тогда радиолокационных прицелов для нанесения ночных ударов по кораблям в море.
Свыше полувека документы, касающиеся потопления “Армении”, хранились под грифом “Совершенно секретно”. Попыток поднять судно или его груз в советское время не предпринималось. Видимо власти считали, что моральные издержки от разглашения тайны гибели тысяч людей обойдутся куда дороже, чем стоимость ценностей. После распада Советского Союза Департамент морского наследия Украины проводил поисковые работы в районе гибели “Армении”, чтобы, согласно официальным заявлениям, превратить погибший теплоход в “Международный морской мемориал”.
В поиске места гибели “Армении” им оказали помощь ученые из России и Германии. Российская ФСБ предоставила украинским исследователям возможность работать с секретными документами. Однако найти достоверные архивные материалы о гибели “Армении” так и не удалось. В мае 2006 года к поиску “Армении” приступил американский исследователь Роберт Баллард – руководитель Института океанографии и океанологии, тесно связанного с ВМС США. Ранее ему удалось обнаружить “Титаник” и ряд других загадочно пропавших судов, но на этот раз и он потерпел неудачу. Эта тайна надежно спрятана в глубинах Черного моря. Таким образом, мы и сегодня почти ничего не знаем об этой одной из самых масштабных и трагических катастроф на море!
автор – Владимир Додонов