Rate this post

Сорок лет назад в состав Краснознаменного Северного флота вошла подводная лодка К-43 проекта 670: с нее началась серия атомных подводных лодок второго поколения, которых еще на стадии проектирования окрестили «убийцами авианосцев».

Эту знаменательную дату отметили не только на флоте, но и во вполне сухопутном Нижнем Новгороде, на заводе «Красное Сормово». Ведь именно здесь рождались подводные корабли, предназначавшиеся для борьбы с американскими «плавучими аэродромами».

Видело око, да были они далеко

Истории известна точная дата, когда на океанском театре войны наступила эра авианосцев: 18 апреля 1942 года. Американские бомбардировщики Б-52 в этот день нанесли удар по Токио. Японцы были ошеломлены. Откуда взялись эти самолеты? Президент США Рузвельт на следующий день позволил себе пошутить: «Наши бомбардировщики вылетели из сказочной страны Шангри Ла».

Но японские воздушные разведчики уже обнаружили эту «сказочную страну» – ею был стоявший в пятистах милях от Японии авианосец «Хорнет». Позже авианосцы спасут Южную Корею, отбив ее войска от танковых клиньев армии Северной Кореи. Плавучие военные города и авиабазы окажутся идеальным инструментом для ведения локальных войн.

Советское правительство, а значит и командование ВМФ, считало авианосцы оружием агрессии и всегда обходило их забвением в военно-морских доктринах. Считалось также, что эти океанские мастодонты легко уязвимы авиацией. На деле оказалось, что это не так. Свита кораблей, сопровождавших авианосец в походе, контролировала небесное, морское и подводное пространство на многие мили. Так что пробиться сквозь это кольцо и поразить гиганта имевшимся в то время противокорабельным оружием было просто невозможно.

Америка не собиралась отказываться от строительства авианосцев и активно пополняла ими флот. В годы «холодной войны» ощутить массированный удар авиации противника, которого мы считали условным, было вполне реально. Мир несколько раз стоял на грани катастрофы. Кто знал, куда в следующий раз двинется эта хорошо вооруженная армада. И, главное, как ее остановить? Советские военно-морские стратеги выбрали единственно верное, наверно, для того времени оружие: подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами. Во многих странах скептически относились к этому виду оружия, считая его малоэффективным. В этой ракетной гонке они нам проиграли – и это отставание чувствуется до сих пор.

У нас над крылатыми ракетами готовы были работать конструкторские бюро В.Челомея и Г.Бериева. Никита Сергеевич Хрущев писал в своих мемуарах: «Челомей буквально засыпал нас новыми предложениями: глобальные ракеты, межконтинентальные ракеты, ракеты классов «корабль-земля» и «земля-корабль»… На одном совещании Челомей, как коробейник, который вытаскивает из короба ботинки с ситцем и бусами, развернул перед нами свои проекты».

В острой конкурентной борьбе Челомею удалось склонить командование флотом к своей крылатой ракете П-5. Когда подошло время испытаний, один французский журнал поместил на цветной вкладке изображение секретной ракеты в разрезе и признал ее совершенным оружием. Для хранителей тайн это был сюрприз, а Владимир Николаевич Челомей обрадовался высокой оценке труда своего КБ.

Первый пуск крылатой ракеты 22 ноября 1957 года был успешным.

За время испытаний выстрелили два десятка крылатых ракет. Результаты стрельб были признаны положительными и в 1959 году ракету П-5 приняли на вооружение. Загвоздка была только в том, что не было лодок для их размещения. Выход нашли – стали приспосабливать уже действующие лодки, увешивая их контейнерами с ракетами. Натовские эксперты тут же дали этим лодкам прозвище «длинная банка».

Американские авторы книги «Красный прилив» Гэри Уэйр и Уолтер Бойн, претендующие на описание «реальной истории подводного флота СССР и России», делают свое предположение: «Судя по всему «длинные банки» показали себя с не лучшей стороны и вскоре были сняты с вооружения. Все эти субмарины при движении в подводном положении издавали очень сильный шум вследствие завихрения воды вокруг пусковых труб».

Но это был не единственный недостаток субмарин-гигантов. Адмирал В.Касатонов в своих воспоминаниях достаточно откровенно высказался об экспериментах с крылатыми ракетами: «Чего стоили наши лодки, на которые в срочном порядке монтировали контейнеры с ракетами. Их называли как угодно: и «каракатицы», и «абракадабры»! Такое ракетное оружие имело на кораблях массу отказов, и стрелять им практически можно было только с надводного положения, к тому же при полном штиле. А это уже не боеготовность».

Убийцами авианосцев эти лодки могли стать случайно: или наткнувшись на них во время похода, или подкараулив их выходящими из базы. Догнать уходящего великана лодки уже не могли. Разница в скорости была в 10 узлов в час. Авианосцы продолжали быть неуязвимыми, хотя оружие против них уже существовало. Видело их око, да были они далеко.

Неуютно стало в океанах

К концу 50-годов облик подводной лодки – убийцы авианосцев, вполне сформировался. 9 мая 1960 года министр обороны Советского Союза Р.Я.Малиновский подписал тактико-техническое задание на проектирование средней подводной лодки с атомной энергетической установкой и торпедно – ракетным вооружением. На лодке предполагалось разместить комплекс крылатых ракет с подводным стартом «Аметист», работа над которым шла в конструкторском бюро В. Челомея.

Встал вопрос: где строить эти лодки, а главное, кому поручить их проектирование? Судостроительные заводы Северодвинска и Комсомольска – на – Амуре были к тому времени загружены строительством атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Это была приоритетная программа военного судостроения СССР и никто бы не посмел на нее посягнуть.

Новые лодки решено было проектировать и строить в городе Горьком. Завод «Красное Сормово» уже выпускал серийные дизельные лодки. При заводе существовал молодой конструкторский коллектив, работавший над их доводкой. Ему-то и вручили тактико-техническое задание на новое изделие. Оно имело шифр «Скат», а будущая лодка относилась к 670-му проекту. Это была первая атомная лодка, которую предстояло строить на заводе.

Основной проблемой для проектантов стало соблюдение тех жестких правил, которые диктовали условия транспортировки подводной лодки по внутренним водным путям. С этим надо было считаться. Так что молодые конструкторы, ограничив себя в вольном творческом порыве, «пробивали» у заказчика нетрадиционные технические решения, противоречащие «Правилам проектирования подводных лодок». И с ними соглашались.

В корпус лодки удачно были «вписаны» крылатые ракеты. Они располагались в восьми наклонных контейнерах, заключенных в носовой части прочного корпуса. Пуск ракет можно было осуществлять из подводного положения на скорости лодки до пяти узлов и при волнении моря до пяти баллов.

Специально для лодок этой серии был спроектирован атомный реактор большой мощности. Проектанты позаботились о мерах безопасности работы с ним, предусмотрев несколько блокирующих вариантов защиты. Оборудованная гидроакустическим комплексом «Керчь», лодка должна была «слышать» авианосцы за несколько десятков миль.

Наконец все было согласовано, утверждено, из конструкторского бюро на завод поступили рабочие чертежи. 9 мая 1964 года была заложена головная подводная лодка нового проекта. Она имела заводской № 701, а тактический – К-43. Под ними она и вошла в состав Краснознаменного Северного флота в ноябре 1967 года.

Американские авианосные соединения тоже могут отметить эту дату. Сорок лет назад гигантским «плавучим аэродромам» неуютно стало на океанских просторах. За пять лет завод «Красное Сормово» вооружил советский флот 11 субмаринами типа «Скат». Они принимали участие во всех крупных океанских учениях и, естественно, были замечены военными специалистами НАТО, которые им дали свое имя – Charlie («Чарли»).

В родных североморских базах новые ракетоносцы появлялись редко. В те годы активизировался 6-й американский флот в Средиземном море. Чтобы сковать его действия, сюда были переброшены «Скаты». Их присутствие вызвало вполне обоснованное беспокойство американского морского командования. Оно понимало, что для борьбы с советскими подводными ракетоносцами у них оружия нет.

Постепенно определилось постоянное место службы «Скатов» – Краснознаменный Тихоокеанский флот. Причем к месту службы они добирались, совершая уникальные переходы. Шли подо льдами северных морей или уходили в длительную автономку по южному маршруту. Все «Скаты» вошли в состав 10-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок. А районом их «интересов» стал Индийский океан.

Вот как об этом пишет командир подводной лодки К-352, будущий вице-адмирал Ю.Сысуев: «Главной нашей задачей в Индийском океане было слежение за американскими авианосцами. Обычно в регионе присутствовал один авианосец, а второй появлялся в случае возникновения конфликтных ситуаций. Мы должны были следить за ними в постоянной готовности к нанесению ракетного удара в случае поступления команды боевого управления… Поэтому в Индийском океане была развернута и постоянно находилась наша оперативная эскадра. Главной ее задачей был поиск и слежение за американскими боевыми кораблями и их уничтожение в случае начала военных действий».

Подводная лодка… в аренду

Головной лодке К-43 довелось еще раз побывать на месте своего рождения. Перед походом на Дальний Восток ее направили на завод «Красное Сормово» подремонтироваться. А потом был 16- суточный путь подо льдами Северного ледовитого океана. Всплыв в Беринговом проливе и, приняв с обеспечивающей базы все необходимое, лодка ушла в автономное плавание на три месяца.

По возвращении на место нового базирования командир лодки приятно удивил командование флотилии, доложив, что к материальной части корабля замечаний нет. Экипаж был награжден правительственными наградами, а завод получил благодарность за качественный ремонт корабля.

5 января 1988 года – особая дата в биографии сормовского атомохода. В этот день с рубочного флагштока был спущен советский флаг и его место занял флаг Индии. А когда сняли покрывало с прикрепленной к рубке красной таблички, все увидели новое имя лодки – «Чакра» и номер «S-71».

Нет, это была не продажа лодки новому владельцу. Ее… сдавали в аренду. Таковы были реалии нового перестроечного времени. Индия мечтала получить преимущество в вооружении на суше и на море перед своими соседями – Китаем и Пакистаном. В ее планы входило и строительство атомных подводных лодок. Огромные средства, вложенные в программу разработок, дали не тот результат, который бы хотелось иметь. Стало ясно, что без иностранной помощи не обойтись. Тогда глава индийского правительства Индира Ганди обратилась к «большому другу» СССР, с просьбой предоставить на время атомную подводную лодку, чтобы взрастить своих военных специалистов. Такая помощь и была оказана.

Под Владивостоком оборудовали специальный учебный центр для обучения индийских военных специалистов. На пять лет «учебной партой» им стала К-43. Два экипажа индийских моряков были прилежными учениками. А любопытство их простиралось в такие глубины, на которые распространялись ограничения в части открытия технических характеристик. Управлять атомным реактором им так и не доверили. Вместе с лодкой в Индию отправлялись 30 советских офицеров и мичманов. Им предстояло служить вдали от родных берегов три года.

Атомную подводную лодку индийцы эксплуатировали в напряженном режиме. Она участвовала во всех крупных учениях, вызывая удивление и тревогу иностранных военспецов, и почти треть времени пробыла в автономках. «Чакра» серьезно нарушила баланс сил в Индийском океане. Пакистан даже вынужден был купить у США несколько фрегатов для слежения за ней. Индийцам понравилось арендовать лодку и они настойчиво просили продлить ее пребывание. Но на советское правительство давили и с другой стороны. У тогдашнего руководителя СССР не ладилась дружба с США. Так что Индии были вынуждены отказать.

«Чакра» оказала серьезное влияние на формирование кадров военно – морских сил дружественного государства. Восемь офицеров, проходивших на ней службу, стали адмиралами. Многие «прилежные ученики» до сих пор занимают ключевые посты в ВМС этой страны. Индия сейчас как никогда близка к созданию собственной атомной подводной лодки. А вот на какую из наших АПЛ она будет похожа, посмотрим.

1 марта 1991 года «Чакра» вновь превратилась в К- 43. Но служить у родных берегов ей оставалось всего чуть больше года. Исключенная из состава Военно – морского флота, она была поставлена на прикол в бухте Крашенинникова. Стоит заметить, состав флота она покинула четвертой из одиннадцати своих собратьев. Убийцы авианосцев сделали свое дело. Их боялись, а значит, они заставили уважать страну, посылавшую их в океаны.

Источник: www.glavred.info

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий