Принцип работы современных эхолотов основан на измерении времени прохождения в воде импульса ультразвуковых колебаний от судна до дна моря и обратно. Принципиально эхолоты могут отличаться лишь способом определения и регистрации промежутков или функций этого времени. В эхолотах отечественного производства применяется:
а) метод среднего значения анодного тока тиратрона или электронной лампы, пропорционального глубине, и
б) метод линейной развёртки времени.
Первый метод применяется в эхолотах для измерения малых глубин. Второй метод применяется во всех морских навигационных эхолотах в связи с тем, что он является наиболее надёжным, простым и обеспечивающим автоматическую запись глубин достаточно простыми конструктивными средствами.
Лаги предназначены для измерения скорости и пройденного расстояния бывают относительные (измеряющие скорость относительно воды – индукционные, гидродинамические и радиодоплеровские) и абсолютные (измеряющие скорость судна относительно грунта – гидроакустические, доплеровские и корреляционные.)
Индукционные лаги. Их действие основано на свойстве электромагнитной индукции. Согласно этому свойству при перемещении проводника в магнитном поле в проводнике индуктируется э.д.с, пропорциональная скорости его перемещения. Гидродинамические лаги. Принцип действия основан на измерении гидродинамического давления, создаваемого скоростным напором набегающего потока воды при движении судна. Принцип работы ГДЛ заключается в измерении доплеровского сдвига частоты высокочастотного гидроакустического сигнала, посылаемого с судна и отраженного от поверхности дна. Принцип действия гидроакустического корреляционного лага (ГКЛ) заключается в измерении временного сдвига между отражённым от грунта акустическим сигналом, принятым на разнесенные по корпусу судна антенны.
Гирокомпас-гироскоп, у которого центр тяжести находится ниже точки подвеса. При отведении гироскопа от плоскости меридиана у него появляется направляющий момент, стремящийся привести его главную ось в плоскость меридиана. Действие магнитного компаса основано на свойстве его чувствительного элемента указывать направление магнитного меридиана.
Авторулевой обеспечивает снижение потерь ходового времени до 3 % за счёт более точного удержания судна на заданном курсе и уменьшения тормозящего действия корпуса и руля. Углы перекладки руля при автоматическом управлении на 20 – 30 % меньше, чем при ручном. При переходе с ручного управления на автоматическое авторулевой должен автоматически вывести судно на заданный курс и удерживать его на нём.