Линейный корабль 66-пушечного ранга “Слава Екатерины”, заложенный в 1779 году и спущенный на воду в сентябре 1783 года, открыл эпоху военного отечественного судостроения на Черном море и стал, как уже отмечалось, первенцем Херсонского адмиралтейства. Этот корабль имел длину по нижней палубе 47 м, ширину 12,6 м и глубину интрюма) 4,8 м.
В 1780 году корабельный мастер Семен Иванович Афанасьев заложил следующую пару 66-пушечных линейных кораблей ? “Святой Павел” и “Владимир”. В следующем году закладываются еще два линейных корабля этого же ранга ? “Мария Магдалина” и “Александр”. Но новая верфь переживает период становления, испытывая нехватку буквально во всем. Для обеспечения строительства дополнительно к имеющемуся в то время составу требовалось: плотников ? 420, столяров ? 24, кузнецов ? 60, портных для шитья парусов ? 40 и т. п. Верфи постоянно не хватало леса, пушек, металлических изделий. Все это замедляло строительство кораблей и деревянные детали их приходили в негодность. (Первый заложенный 60-пушечный корабль “Святая Екатерина” прогнил настолько, что не был спущен на воду, и его разобрали.).В Херсон направлялись мастеровые из Петербурга, плотники из Московской и других губерний, кузнецы из Тулы.
Чума, занесенная из Турции, сильно ударила по кадрам адмиралтейских работников. В Херсоне от эпидемии умерли 1598 служителей морского ведомства, в том числе 433 казенных адмиралтейских работника, а из партии в 1116 человек вольнонаемных из северных губерний осталось лишь 344. Умер и командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.А. Клокачев. На его место прибыл контр-адмирал Я.Ф. Сухотин.
В августе 1783 года из Санкт-Петербурга в Херсон пешим маршем прибыл отряд из 700 матросов и 3000 казенных мастеровых ? рабочих под командой капитана 2-го ранга Ф.Ф. Ушакова. Их прибытие и другие меры ускорили работу в верфи, и за период 1783?1787 годов заложенные корабли сошли на воду.
В конце 1800 года Херсонская верфь спускает на воду 110-пушечный линейный корабль “Ягудиил” длиной 57 м, открывший серию наиболее совершенных кораблей начала XIX века.
Практически с первых лет своей деятельности Херсонская верфь строит и торговые суда. Первый из них “Бористен” грузоподъемностью 384 т был спущен на воду в 1781 году (с предельной в то время
грузоподъемностью разрешенного прохода через пролив Босфор в Мраморное море).
Следующей стала переделка по заказу купца М.Л. Фалеева фрегата “Архипелаг” в торговое судно (1782 г.). Это судно с грузом пеньки и табака ушло во Францию.
Систематическое гражданское судостроение в Херсоне начинается с 1797 года. К 1803 году было построено 50 таких судов разных размерений, а за следующие семь лет ? втрое больше.
Херсонское адмиралтейство просуществовало 40 лет (до 1827 года). За это время на нем было построено более 170 кораблей и судов для Черноморского флота. Среди них 35 линейных кораблей, в том числе шесть ? 110-пушечных, восемнадцать ? 74-пушечных, девять ? 66-пушечного ранга, 16 фрегатов, три бомбардирских судна, два люгера и др.
Вот краткий перечень этих кораблей: 110-пушечный линейный корабль “Ягудиил”; девять 66-пушечных линейных кораблей (1784?-?1787 гг.) ? “Слава Екатерины” (1783 г.), переименованная в 1788 году в “Преображение Господне”, “Святой Павел” (1784 г.), “Святой Владимир”, “Мария Магдалина”, “Святой Александр”, “Святой Георгий Победоносец”, “Александр Невский”, “Апостол Андрей”, “Вознесение
Господне”; 80-пушечный линейный корабль “Иосиф-II” (1789 г.); линейные корабли “Богоявление Господне” (1791 г.) и “Святая Троица” (1791 г.); 54-пушечные фрегаты “Григорий Богослов”, “Херсон” (1784 г.), “Святой Георгий”; пять 74-пушечных линейных кораблей (1793?1798 гг.) ? “Святой Захарий и Елизавета” (1795 г.), “Самсон и Анна”, “Святой Петр” (1795 г.) и др.; 66-пушечный линейный корабль “Варахиил”; 44-пушечные фрегаты “Навархия”, “Святая Параскева”, “Назарет”; 110-пушечные линейные корабли “Ратный” (1802 г.), “Полтава” (1808 г.), “Двенадцать Апостолов” (заложен в 1808 г.), “Париж” (1814 г.), “Император Франц” (1821 г.); 54-пушечный фрегат “Крепкий”; 76-пушечный линейный корабль “Правый” (1805 г.); 74-пушечные линейные корабли “Анапа” (1808 г.), “Мария” (1808 г.), “Дмитрий Донской” (1809 г.), “Азия” (1810 г.), “Максим Исповедник” (заложен в 1810 г.), “Бриен” (1813 г.), “Скорый” (1818 г.), “Норд-Адлер”, “Иоанн Златоуст” (1824 г.); фрегаты ? “Евстафий” (1817 г.), 32-пушечные “Везул”, “Спешный” (1812 г.). Линейные 66-пушечные корабли “Святой Павел”, “Святой Владимир”, “Мария Магдалина” (1789 г.) и “Святой Александр” имели увеличенные размеры: длину ? 48,53 м, ширину ? 13,55 м и глубину трюма ? 5,8 м. В Херсоне выросла плеяда высококвалифицированных специалистов-кораблестроителей ? С.И. Афанасьев, А.С. Катасанов, М.И. Суровцев, А.К. Каверзнев и др., многие из которых успешно работали и в Николаевском, и в Севастопольском адмиралтействах. В конце XVIII века главный командир и Черноморское адмиралтейское правление перебазировались в г. Николаев, который становится главным центром Черноморского правления.