Rate this post

Снижение навигационной аварийности — необходимое условие охраны человеческой жизни на море и окружающей среды от загрязнения. Противоположностью навигационной аварийности является навигационная безопасность плавания, то есть такое состояние судна в конкретных обстоятельствах, когда обеспечивается минимальный риск столкновения с неподвижными и подвижными навигационными опасностями.К подвижным навигационным опасностям относят прежде всего другие суда, в том числе на якоре, а также любые искусственные и естественные объекты, не зафиксированные относительно грунта. К неподвижным естественным и искусственным навигационным опасностям относят любые надводные и осыхающие объекты, а также подводные объекты с фактическим углублением, не обеспечивающим установленного запаса воды под килем судна. Для обеспечения безопасности судна от столкновения с неподвижными навигационными опасностями в любой момент рейса должно выполняться простое условие:

Снимок1

снимок2

снимок3

Процесс измерения и обработки навигационных параметров для расчета счислимого места судна и определения его координат при обсервациях сопровождается погрешностями, которыми отягощены получаемые координаты. Поэтому для обеспечения навигационной безопасности плавания необходимо иметь суждение о точности используемых способов определения места судна (точности обсервованных координат). Оценка точности места судна должна производиться: — при выполнении предварительной прокладки; — при подходе к берегу, навигационной опасности, стесненным водам; — в случаях, когда полученная невязка обсервации превышает допустимую величину. Периодичность обсерваций (интервалов счисления) определяется требованиями к точности знания места судна в зависимости от условий плавания. Интервал между обсервациями в зависимости от навигационных условий плавания устанавливает и контролирует капитан судна. Требования к точности знания места судна регламентированы стандартом точности судовождения, принятым Ассамблеей ИМО в Резолюции А.953 (23) от 5 декабря 2003 г. Стандарт определяет требования к точности знания места суд- на, указывая, какую точность должна обеспечить радионавигационная система (РНС), которую судоводитель использует для обсерваций в районе (зоне) плавания. Таких зон Резолюция А.953(23) определяет три: 1. Входы в гавани, подходы к ним, а также прибрежные воды с интенсивным судоходством и существенной степенью риска. В этой зоне от РНС требуется обеспечить точность места судна с радиальной погрешностью не более Юме вероятностью 95%. 2. Входы в гавани, подходы к ним, а также прибрежные воды с неинтенсивным судоходством и несущественной степенью риска. В этой зоне от РНС требуется обеспечить точность места судна с радиальной погрешностью не более Юме вероятностью 95%. 3. Океанская зона. В этой зоне от РНС требуется обеспечить точность места судна с радиальной погрешностью не более 100 м.с. вероятностью 95%. Эта точность соответствует требованиям как общей навигации, так и требованиям к информации о месте объектов в ГМССБ. В любой зоне: — период обновления вычисленных и выведенных на дисплей координат не должен быть менее 10 сек; — если данные о месте судна используются для AIS, графи- ческой демонстрации или для непосредственного управления суд- ном, то период обновления устанавливается менее 2 сек. — доступность сигнала, рассчитанная по данным двухлетнего периода должна быть не менее 99,8%; — предупреждение о неисправностях системы или снижении точности ее работы должно передаваться потребителям в пределах 10 сек; — РНС должна обеспечить возможность судовой аппаратуре автоматически выбирать станции для определения положения судна с требуемой точностью; — для судов со скоростями более чем 30 узлов требования могут быть более строгими. Таким образом, Международная морская организация Резолюцией А.953 устанавливает в качестве обобщенного критерия навигационной безопасности плавания вероятность прохода судна без соприкосновения с навигационными опасностями. Плавание считается безопасным, если эта вероятность Р обеспечивается на уровне не менее Р п = 95%. имо Такой обобщенный подход позволяет упростить решение практических задач по обеспечению навигационной безопасности плавания уже на этапе планирования рейса с использованием таблиц Раздела IV Мореходных таблиц МТ-2000. Задача 1. Прокладка линии пути на безопасном расстоянии от навигационных опасностей. Таблицы 4.21 и 4.22 МТ-2000 позволяют, исходя из заданной вероятности безопасного плавания Римо = 95% и средней квадратической погрешности (СКП) места судна М , определить минимально допустимое сближение Dno прокладываемой линии пути судна с навигационными опасностями. Задача 2. Определение необходимой точности знания места судна. Таблицы 4.24 и 4.25 МТ-2000 позволяют, исходя из заданной вероятности безопасного плавания Р = 95% и минимального расстояния DH0 от проложенной линии пути судна до ближайшей навигационной опасности, определить требуемую точность способа определения места судна. Тем самым облегчается выбор средств и способов определения места судна (исходя из их точности) для обеспечения заданного уровня безопасности плавания судна по рекомендованной линии пути или в заданной полосе. Задача 3. Оценка текущего значения вероятности обеспечения навигационной безопасности судна. Таблицы 4.18 и 4.19 МТ-2000 позволяют, исходя из расстояния от судна до ближайшей навигационной опасности Dm и реальной точности (СКП) места судна, оценить фактическую вероятность Р обеспечения навигационной безопасности судна в конкретной ситуации. Приступая к решению всех трех практических задач, судоводителю следует прежде оценить, как группируются навигационные опасности относительно судна: — находится ли судно среди навигационных опасностей, располагающихся на различных курсовых углах и различных расстояниях, например в шхерном районе, и в этом случае пользоваться таблицами 4.18, 4.21, 4.24 МТ-2000. — находятся ли опасности по одному борту, например судно следует вдоль опасной изобаты, и тогда использовать таблицы 4.19, 4.22, 4.25 МТ-2000.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий