Точность определения места судна является одним из основных показателей качества судовождения.
В общем случае, чем лучше точность, тем выше уровень безопасности мореплавания.
Обеспечение безопасности мореплавания, а, следовательно, и требуемой точности судовождения выходит за рамки интересов отдельных судовладельцев, если учесть международный характер последствий навигационной аварийности. Точность определения места судна важна и при других обстоятельствах, связанных с безопасностью человеческой жизни на море. Чем точнее известны и переданы координаты бедствующего судна независимо от вида аварии, тем быстрее оно будет обнаружено при его поиске судами и самолетами. Чем точнее известны координаты судна, привлекаемого к спасательным операциям, тем быстрее оно выйдет в район поиска. Именно взаимосвязь точности и безопасности вызвала необходимость разработать официальные требования к точности судовождения. Первые такие требования были сформулированы и приняты в 1947 г. на Международной конференции по радионавигационным средствам. Изменения, прошедшие с того времени в условиях судоходства и развитии навигационной техники, потребовали пересмотра этих требований. Начиная с 1977 г. этим вопросом непосредственно занимался Подкомитет по безопасности мореплавания ИМО. После многолетних разносторонних обсуждений в ноябре 1983 г. 13 Ассамблея ИМО утвердила резолюцию о стандартах точности. В соответствии с этим документом погрешность определения текущих координат судна должна быть не больше 4% дистанции до ближайшей навигационной опасности, но не более 4 миль. Эта погрешность должна обеспечиваться с вероятностью 0,95. Таким образом, в качестве показателя точности выбрана круговая ошибка, радиус которой в 1,8 раза больше величины средней квадратичной круговой погрешности, что и обеспечивает вероятность 0,95. Навигационной опасностью считается как любой физический элемент (скала, банка и т. д.), так и граница района плавания (изобата, граница полосы движения и т. д.). Особенно следует отметить, что требования относятся к погрешности текущего места судна, т. е. не конкретно к моменту какой-либо обсервации, а к любому моменту плавания. Это означает, что для обеспечения точности в принципе могут использоваться любые навигационные средства, лишь бы они, в конечном счете, соответствовали требованиям. Если же используется для определения места спутниковая навигационная система с дискретным определением места, то реальная точность должна оцениваться с учетом погрешностей счисления в
интервалах между обсервациями. В приложении к стандартам дается таблица (табл. 1.2), где приведены допустимые интервалы плавания по счислению в зависимости от самой точности обсервации и от требуемой точности. При разработке таблицы принимались во внимание уже действующие стандарты точности ИМО для средств счисления — гирокомпасов и лагов.
Указанные стандарты являются минимальными и распространяются на открытое море и прибрежные районы, за исключением узкостей, подходов к портам и т.д. Поскольку требования к точности при плавании в этих районах связаны с характером самих стесненных условий и могут зависеть от многих причин, то право их устанавливать отдано национальным администрациям. Например, по требованиям Береговой охраны США погрешность определения места при плавании в каналах шириной 100—250 м не должна превышать 10—50 м.