Заказать написание учебной работы у преподавателя по Судовождению
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

 

Выбору места якорной стоянки должно предшествовать изуче­ние физико-географических, навигационных и гидрометеорологиче­ских условий рейда. Место якорной стоянки выбирают с учетом це­ли и продолжительности стоянки, а также технико-эксплуатаци­онного состояния судна и особенностей якорного устройства.

Безопасность стоянки оценивают следующими факторами: за­щищенностью от ветра и волнения, размерами акватории, наличием течений и приливно-отливных явлений, навигационной обеспечен­ностью района, глубинами, рельефом дна и грунтом. В каждом слу­чае учитывают состояние погоды, прилива и течения на момент по­становки на якорь, а при продолжительных стоянках — и прогноз погоды.

Под влиянием внешних факторов (ветер, течение) судно, стоя­щее на якоре, может развернуться на якорном канате или переме­ститься по окружности, описанной вокруг якоря радиусом

 

где       х — горизонтальная проекция вытравленного якорного каната, м; Ьтах — максимальная длина судна, м.

При   предварительном  определении  радиуса якорной  стоянки нужно учитывать, что может возникнуть необходимость потравить якорный канат на всю длину /я.ц, а также предусматривать запас а/я.ц на случай дрейфа и маневрирования при съемке с якоря. Тогда:

Площадь

круга, ограниченного радиусом rk, называют местом якорной стоянки судна. Оно должно располагаться в стороне от створных линий, фарватеров, подводных кабелей и других судов. Наименьшая глубина здесь должна быть такой, чтобы во время от­лива и при качке на волнении судно не могло коснуться грунта или своего якоря, лежащего на грунте.

На акватории крупных портов расстановкой судов на рейде за­нимается специальная служба, которая по ультракоротковолновой связи или через лоцмана назначает номер точки якорной стоянки. Вместимость акватории оценивают по числу вписанных окружно­стей расчетного радиуса с соблюдением особенностей конкретного * района стоянки. На рис. 16.1 дана схема районов якорных стоянок < судов в заливе Находка. Всю площадь залива разделили на райо­ны, исходя из условий обеспечения движения судов и рекоменда­ций по наименьшим глубинам. Суда среднего тоннажа могут разме­щаться в районах № 1, 2; суда с большей осадкой — в районах №3, 5, 6 и 9; танкеры — в районах №4 и 10.

Из формулы (16.2) следует, что судно   длиной 140 м при х= = 100м и с радиусом циркуляции 200 м может занимать площадь, описанную радиусом, равным 340 м. Эта акватория может быть ис­пользована для безопасной якорной стоянки с учетом дополнитель-        ; ного потравливания якорной цепи в случае ухудшения погоды. Ми-        v нимальная площадь, необходимая для якорной стоянки одного суд­на, указывается в Справочнике по портам и якорным местам, в котором

все суда водоизмещением более 500 т условно разделены на 5 групп (табл. 16.1)

На месте якорной стоянки предпочтительнее иметь ровный рель­еф дна.

От характера грунта зависит держащая сила якоря. Наиболее благоприятна якорная стоянка на песчаных и илисто-песчаных грунтах. На илистых и глинистых грунтах якоря держат хорошо, но все, кроме адмиралтейского, забиваются илом или глиной и по­сле срыва плохо забирают. На мелкокаменистом грунте якоря Ма-тросова и катерный могут заклиниваться. На крупнокаменистом грунте могут заклиниваться якоря Холла. Держащая сила якорей на каменистых грунтах зависит не только от характера грунта, но и от отношения размеров преобладающих частиц грунта к длине лапы якоря. Чем больше это отношение, тем хуже держит якорь.

Стоянка на скальных грунтах, таких, как плита, отдельные ска­лы, крупнообломочные глыбы, крупные валуны, без крайней необ­ходимости не рекомендуется. На этих грунтах якоря либо не дер­жат, скользя по скале, либо, зацепившись за выступы или трещины скал, обладают очень большой держащей силой. Если до того, как “якорь зацепится, судно приобретает значительную скорость дрей­фа, якорное устройство не выдержит, и .произойдет обрыв цепи или – поломка якоря. Зацепившийся за скальный грунт якорь, как пра­вило, срывается при изменении направления натяжения якорного каната, в частности при рыскании судна.

 

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий