Выбору места якорной стоянки должно предшествовать изучение физико-географических, навигационных и гидрометеорологических условий рейда. Место якорной стоянки выбирают с учетом цели и продолжительности стоянки, а также технико-эксплуатационного состояния судна и особенностей якорного устройства.
Безопасность стоянки оценивают следующими факторами: защищенностью от ветра и волнения, размерами акватории, наличием течений и приливно-отливных явлений, навигационной обеспеченностью района, глубинами, рельефом дна и грунтом. В каждом случае учитывают состояние погоды, прилива и течения на момент постановки на якорь, а при продолжительных стоянках — и прогноз погоды.
Под влиянием внешних факторов (ветер, течение) судно, стоящее на якоре, может развернуться на якорном канате или переместиться по окружности, описанной вокруг якоря радиусом
где х — горизонтальная проекция вытравленного якорного каната, м; Ьтах — максимальная длина судна, м.
При предварительном определении радиуса якорной стоянки нужно учитывать, что может возникнуть необходимость потравить якорный канат на всю длину /я.ц, а также предусматривать запас а/я.ц на случай дрейфа и маневрирования при съемке с якоря. Тогда:
Площадь
круга, ограниченного радиусом rk, называют местом якорной стоянки судна. Оно должно располагаться в стороне от створных линий, фарватеров, подводных кабелей и других судов. Наименьшая глубина здесь должна быть такой, чтобы во время отлива и при качке на волнении судно не могло коснуться грунта или своего якоря, лежащего на грунте.
На акватории крупных портов расстановкой судов на рейде занимается специальная служба, которая по ультракоротковолновой связи или через лоцмана назначает номер точки якорной стоянки. Вместимость акватории оценивают по числу вписанных окружностей расчетного радиуса с соблюдением особенностей конкретного * района стоянки. На рис. 16.1 дана схема районов якорных стоянок < судов в заливе Находка. Всю площадь залива разделили на районы, исходя из условий обеспечения движения судов и рекомендаций по наименьшим глубинам. Суда среднего тоннажа могут размещаться в районах № 1, 2; суда с большей осадкой — в районах №3, 5, 6 и 9; танкеры — в районах №4 и 10.
Из формулы (16.2) следует, что судно длиной 140 м при х= = 100м и с радиусом циркуляции 200 м может занимать площадь, описанную радиусом, равным 340 м. Эта акватория может быть использована для безопасной якорной стоянки с учетом дополнитель- ; ного потравливания якорной цепи в случае ухудшения погоды. Ми- v нимальная площадь, необходимая для якорной стоянки одного судна, указывается в Справочнике по портам и якорным местам, в котором
все суда водоизмещением более 500 т условно разделены на 5 групп (табл. 16.1)
На месте якорной стоянки предпочтительнее иметь ровный рельеф дна.
От характера грунта зависит держащая сила якоря. Наиболее благоприятна якорная стоянка на песчаных и илисто-песчаных грунтах. На илистых и глинистых грунтах якоря держат хорошо, но все, кроме адмиралтейского, забиваются илом или глиной и после срыва плохо забирают. На мелкокаменистом грунте якоря Ма-тросова и катерный могут заклиниваться. На крупнокаменистом грунте могут заклиниваться якоря Холла. Держащая сила якорей на каменистых грунтах зависит не только от характера грунта, но и от отношения размеров преобладающих частиц грунта к длине лапы якоря. Чем больше это отношение, тем хуже держит якорь.
Стоянка на скальных грунтах, таких, как плита, отдельные скалы, крупнообломочные глыбы, крупные валуны, без крайней необходимости не рекомендуется. На этих грунтах якоря либо не держат, скользя по скале, либо, зацепившись за выступы или трещины скал, обладают очень большой держащей силой. Если до того, как “якорь зацепится, судно приобретает значительную скорость дрейфа, якорное устройство не выдержит, и .произойдет обрыв цепи или – поломка якоря. Зацепившийся за скальный грунт якорь, как правило, срывается при изменении направления натяжения якорного каната, в частности при рыскании судна.