Большие потенциальные возможности современной техники автоматизации предопределяют широкие перспективы ее применения на транспортном флоте.
Морские теплоходы по уровню автоматизации управления и контроля за работой энергетического оборудования могут быть условно разделены на следующие группы:
суда, на которых управление и контроль за работой энергетического оборудования осуществляют круглосуточно, дистанционно, вахтой из центрального поста управления (ЦПУ), находящегося в пределах машинного отделения. Пост хорошо звукоизолирован и оборудован системой кондиционирования воздуха. К таким судам относится около 15% общего числа автоматизированных судов, и этот процент все время уменьшается;
суда, на которых управление и контроль за работой энергетического оборудования осуществляют дистанционно из рулевой рубки или, при необходимости, из ЦПУ, где круглосуточно несется вахта, ведущая наблюдение за работой механизмов. Вахтенные периодически обходят и осматривают их, включая и останавливая редко используемые механизмы. К таким судам относится более 60% всех автоматизированных судов;
суда, на которых управление и контроль за работой энергетического оборудования осуществляют из рулевой рубки. В машинном отделении предусматривается ЦПУ или центральный пост контроля, в котором вахту несут только 6—8 ч. В остальное время, а также в ночные часы в машинном отделении и ЦПУ вахту не несут. К данной группе судов относится приблизительно 25% всех автоматизированных судов, и этот процент постоянно увеличивается.
Следующей формой развития автоматизации судов является переход на полное безвахтенное обслуживание энергетической установки, включая механизмы и системы. В данном случае механик является в машинное
отделение по вызову сигнализации для устранения ненормальностей в работе механизмов. Профилактикой и ремонтом оборудования занимается соответствующий персонал в дневное время.
На экспериментальных судах автоматизация подошла уже к следующему этапу своего развития—применению ЭВМ для комплексного управления судном, включая управление судовым энергетическим оборудованием и контроль за его работой при оптимизации всех процессов.
Таким образом, основным элементом современной автоматизации судов является централизация управления оборудованием машинного отделения и контроля за его работой которая позволяет:
осуществлять из ЦПУ пуск и остановку механизмов; изменять режимы работы механизмов, агрегатов и установок; контролировать их параметры, своевременно обнаруживать отклонения параметров от нормы;
принимать меры для восстановления нормальной работы оборудования. Системы ДАУ главных двигателей, применяемые на новых судах, обычно предусматривают программное выполнение всех операций по маневрированию, пуску, остановке ГД и изменению частоты вращения вала.
Контроль параметров работы оборудования на современных автоматизированных судах осуществляют, как правило, с помощью электронных автоматических централизованных систем. Наиболее часто применяют системы контроля параметров с помощью машины централизованного контроля (МЦК).
В настоящее время в составе отечественного флота есть суда с автоматизированными и комплексно автоматизирированными дизельными установками (теплоходы типа «Великий Октябрь», «Новгород», «Светлогорск», «Котовский» и др.).
Опыт эксплуатации автоматизированных транспортных судов подтверждает технико-экономическую целесообразность дальнейшего развития автоматизации судовых технических средств, что предъявляет более жесткие требования к основному судовому оборудованию в отношении приспособленности его к условиям без вахтенного обслуживания. Очевидно, что технический прогресс автоматизации судов в дальнейшем во многом будет зависеть от успехов промышленности по значительному повышению надежности судового оборудования и систем автоматики.
- Очистка, хранение и расходование сжатого воздуха
- Рациональная степень автоматизации и технико-экономическая эффективность