Буксиры осуществляют буксиров ку несамоходного флота, а такж< вводят в порт и выводят из неп крупные самоходные суда.
Буксиры отличаются большой мощностью СЭУ, что позволяет развивать большую тягу на гаке, а наличие буксирного устройства обеспечивает быстрое и простое соединение буксира с буксируемым судном.
В зависимости от района плавания различают портовые и морские буксиры.
Портовые буксиры — гладкопа-лубные суда с небольшой рубкой, в которой размещены жилые и служебные помещения. Часть жилых помещений расположена в основном корпусе под палубой. Для предохранения корпуса от вмятин и повреждений при частых швартовках по бортам буксира установлены привальные брусья, а на носу и в корме — большие мягкие кранцы.
Морские буксиры должны обладать достаточной мореходностью. С этой целью они имеют удлиненный бак, который не только уменьшает заливаемость палубы водой, но и позволяет судну легко всходить на волну. Корпус буксира обычно имеет ледовые подкрепления, что позволяет использовать его в качестве вспомогательного ледокола.
Ледоколы — специальные суда, предназначенные для проводки транспортных судов в морях Северного Ледовитого океана, а также в замерзающих портах других морей и океанов.
В зависимости от района плавания различают линейные и вспомогательные ледоколы. Линейные ледоколы занимаются проводкой транспортных судов в Арктическом бассейне, а вспомогательные используются для работы в портах и для оказания помощи судам при проводке Северным морским путем.
Особенность линейных ледоколов — высокая прочность корпуса, которая обеспечивается не только увеличением размеров набора и толщины обшивки, но и установкой большого числа поперечных переборок, а также палуб и платформ. Наличие большого числа водонепроницаемых переборок обеспечивает также высокую непотопляемость ледокола при получении пробоины.
Для повышения ледокольных качеств эти суда имеют своеобразную форму корпуса: большой подрез носовой и кормовой оконечностей в подводной части и клинообразную форму поперечного сечения. Благодаря подрезу носа ледокол имеет возможность вползать на лед и ломать его своей тяжестью. Клинообразная форма корпуса уменьшает возможность сжатия ледокола льдами. В последние годы началось внедрение ледоколов с особой конфигурацией корпуса — с ложко- или полуложкообразной формой обводов носовой оконечности.
Вспомогательные ледоколы имеют менее прочный корпус, не менее двух палуб и обычно удлиненный бак.
Лоцманские суда служат для доставки Лоцмана на судно. Доставка лоцмана на судно производится на лоцманском катере, а в защищенных местах и при тихой погоде на небольшом лоцманском боте. Лоцманское судно используется для размещения дежурных лоцманов в том случае, когда место приема лоцмана находится далеко от порта, а также для лоцманской проводки методом лидирования.
- Суда докового типа, Универсальные суда, Нефтерудовозы, Наливные суда, Газовозы, Морские паромы
- Суда технического флота, и специальные суда