Загрузка...

Якорное устройство обеспечивает надежную стоянку судна в море или на рейде, замедление хода или разворот судна при швартовке и т. п. Для этого судно гибкой связью соединяется с якорем, лежащим на грунте. По конструкции судовые якоря делят на классы: якоря с штоком и бесштоковые якоря с поворотными лапами.

Адмиралтейский якорь-(рис. а) Он относится к первому классу и состоит из веретена, имеющего
внизу утолщенную часть — тренд, нижняя часть которого называется пяткой. От тренда в обе стороны
отходят рога, которые у концов имеют лапы и заканчиваются острым носком. Вверху веретено имеет
сквозное отверстие, куда вставлен шток, расположенный перпендикулярно плоскости лап. Выше к веретену крепится скоба якоря для соединения с якорной цепью. Шток обеспечивает быстрое забирание якорем грунта: он ложится на грунт, а лапы становятся вертикально и одна из них зарывается в грунт.

Адмиралтейский якорь имеет большую держащую силу, но в настоящее время применяется редко, так как его неудобно хранить по-походному: шток не позволяет втянуть якорь в клюз полностью. Обеспечить удобную уборку и хранение якоря можно только при отсутствии штока. Лапы соединяются с веретеном шарнирно и могут поворачиваться в плоскости, нормальной к их собственной плоскости. Благодаря этому бесштоковые якоря забирают грунт одновременно обеими
лапами.

Якорь Холла. (рис. б) Из всех бесштоковых якорей с поворотными лапами этот якорь нашел наиболее широкое применение. Он имеет простую конструкцию, чем обеспечивается его надежная эксплуатация в тяжелых условиях. Якорь Холла состоит из веретена и коробки, представляющей собой тренд, отлитый вместе с лапами. Для шарнирного соединения веретена с коробкой в тренде имеется сквозное отверстие, через которое проходит веретено. Валик веретена упирается в полукруглые гнезда. С другой стороны опорами для валика являются две шпильки, которые устанавливаются после  постановки веретена.

Бесштоковый якорь забирает грунт следующим образом: отданный якорь падает на грунт плашмя, и когда он волочится по грунту, обе лапы начинают зарываться в грунт, поворачиваясь при этом на угол 40—45°. Для более быстрого вхождения лап в грунт тренд имеет специальные приливы, которые при волочен и якоря вызывают поворот коробки, благодаря чему лапы прижимаются к грунту. Несмотря на то что у якоря Холла обе лапы забирают грунт, его держащая способность ниже, чем у адмиралтейского якоря. Причиной низкой держащей силы якорей с поворотными лапами является то, что вошедшие в грунт лапы встречают неодинаковое сопротивление грунта. Это вызывает появление некоторого момета, стремящегося повернуть якорь и высвободить его из грунта.

Якорь системы Матросова (рис. в) Это бесштоковый якорь с поворотными лапами, обладающий несколько повышенной по сравнению с якорем Холла держащей силой. Отличительная особенность якоря — очень близкое расположение лап к веретену. Благодаря этому момент, вырывающий якорь из грунта, уменьшается. Для того чтобы при волочении по грунту якорь занимал правильное положение и не опрокидывался, в нижней части у тренда есть шток, но это не препятствует втягиванию якоря в клюз.

Якорь Грузона (рис. г) На ряду с якорем Холла допускается к применению на судах, имеет несколько
другую конструкцию шарнирного соединения веретена с коробкой. Частично изменена форма лап и тренда, но держащая сила примерно такая же, как и у якоря Холла.

Однолапый якорь. Он напоминает адмиралтейский, но имеет только один рог несколько увеличенных размеров, чем обеспечивается его высокая держащая способность. Благодаря этому он широко применяется на судах технического флота. На транспортных судах однолапый якорь может быть использован в качестве ледового якоря, который вставляется в лунку во льду или закрепляется
за выступы льдины (масса 50—150 кг).

Для обеспечения безопасной стоянки в любых условиях каждое с дно должно иметь определенное количество становых якорей, которое определяется правилами Регистра. Это количество находится на
основе особой расчетной характеристики, учитывающей водоизмещение судна, его ширину, высоту от
ватерлинии до палубы самой высокой надстройки. Как правило, суда неограниченного плавания должны иметь три становых якоря, один из которых — запасной. Суда ограниченного района плавания могут не иметь третьего запасного якоря. Суда ледокольного плавания дополнительно снабжаются ледовыми якорями. Масса якорей зависит от размера судна и района его плавания и также определяется правилами Регистра

Эй! Моряк, почитай и это:



One thought on “Конструкция якорей”

  1. Очень познавательно, слово “тренд” происхождение. Для форекс..

Добавить комментарий