5/5 - (3 голоса)

Судном называется сооружение, способное плавать на воде, пере­мещаться по ней и нести на себе все грузы, предназначенные для это­го сооружения по роду его службы.

Для выполнения этих функций суд­но должно обладать определенными качествами, которые обеспечивают ему надежное и безопасное плава­ние. К таким качествам относятся плавучесть и остойчивость. Плаву­честь — способность судна плавать, неся на себе назначенные по роду службы грузы и оборудование. Ос­тойчивость — способность судна, вы­веденного воздействием внешних сил из положения равновесия, возвра­щаться вновь к исходному положе­нию после прекращения действия этих сил.

Подавляющее большинство судов, кроме того, должно обладать спо­собностью перемещаться по воде в определенном направлении. Эта спо­собность судна определяется други­ми качествами: ходкостью и управ­ляемостью.

Если по каким-либо причинам внутрь судна попала вода и оно со­хранило способность оставаться на плаву при затоплении одного или нескольких отсеков, то такое судно обладает еще одним качеством — непотопляемостью.

Все указанные и некоторые дру­гие свойства судна составляют его мореходные качества. Их подробным изучением занимается специальная наука — теория   устройства   судна.

Не   менее   важное   значение   для нормальной эксплуатации судна име­ют водонепроницаемость и проч­ность корпуса.

Водонепроницаемость корпуса обе­спечивается наружной обшивкой. Но тонкая обшивка не может в доста­точной степени сопротивляться уси­лиям, действующим на корпус судна. Для обеспечения необходимой проч­ности и жесткости корпуса обшив­ку с внутренней стороны под­крепляют набором — поперечными и продольными балками.

Под способностью судна нести на себе определенные грузы понимается также и обеспечение сохранности этих грузов. Для этого суда должны иметь грузовые помещения, помеще­ния для размещения пассажиров и экипажа, а также ряд помещений специального назначения.

В качестве помещений прежде всего используется основной корпус, который поперечными и продольными переборками делится на отсеки. Большую часть отсеков используют под грузовые помещения — трюмы и для размещения судовой энергети­ческой установки (СЭУ). Но во мно­гих случаях объема корпуса оказы­вается недостаточно для всех поме­щений и, кроме того, не все из них можно располагать внутри корпуса. Поэтому на палубе судна делают надстройки и рубки. Под надстрой­ками понимают сооружения на верх­ней палубе на всю ширину судна или отстоящие от бортов на расстоя­нии не более 4 % его ширины. Над­стройки, не доходящие до бортов более чем на 4 % ширины судна, на­зываются рубками. Последние располагают как на верхней палубе, так и на палубах надстроек и рубок.

Безопасность плавания судна оп­ределяется не только его мореходны­ми качествами, но и наличием судо­вых устройств — специального обо­рудования, обеспечивающего эксп­луатационные и мореходные качест­ва судна. К основным судовым устройствам относятся рулевое, якорное, швартовное, спасательное, грузовое, буксирное.

Наряду с судовыми устройствами важную роль выполняют судовые системы, т. е. сеть трубопроводов с обслуживающими механизмами и измерительными приборами, пред­назначенная для перемещения жид­костей или газов внутри судна. Одни системы (балластная, осуши­тельная, пожарная) повышают море­ходные качества судна и обеспечи­вают безопасность плавания, другие, например грузовая на нефтеналив­ных судах,— эксплуатационные ка­чества, а отопительная, вентиляцион­ная, фановая системы необходимы для различных бытовых нужд.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий