Судном называется сооружение, способное плавать на воде, перемещаться по ней и нести на себе все грузы, предназначенные для этого сооружения по роду его службы.
Для выполнения этих функций судно должно обладать определенными качествами, которые обеспечивают ему надежное и безопасное плавание. К таким качествам относятся плавучесть и остойчивость. Плавучесть — способность судна плавать, неся на себе назначенные по роду службы грузы и оборудование. Остойчивость — способность судна, выведенного воздействием внешних сил из положения равновесия, возвращаться вновь к исходному положению после прекращения действия этих сил.
Подавляющее большинство судов, кроме того, должно обладать способностью перемещаться по воде в определенном направлении. Эта способность судна определяется другими качествами: ходкостью и управляемостью.
Если по каким-либо причинам внутрь судна попала вода и оно сохранило способность оставаться на плаву при затоплении одного или нескольких отсеков, то такое судно обладает еще одним качеством — непотопляемостью.
Все указанные и некоторые другие свойства судна составляют его мореходные качества. Их подробным изучением занимается специальная наука — теория устройства судна.
Не менее важное значение для нормальной эксплуатации судна имеют водонепроницаемость и прочность корпуса.
Водонепроницаемость корпуса обеспечивается наружной обшивкой. Но тонкая обшивка не может в достаточной степени сопротивляться усилиям, действующим на корпус судна. Для обеспечения необходимой прочности и жесткости корпуса обшивку с внутренней стороны подкрепляют набором — поперечными и продольными балками.
Под способностью судна нести на себе определенные грузы понимается также и обеспечение сохранности этих грузов. Для этого суда должны иметь грузовые помещения, помещения для размещения пассажиров и экипажа, а также ряд помещений специального назначения.
В качестве помещений прежде всего используется основной корпус, который поперечными и продольными переборками делится на отсеки. Большую часть отсеков используют под грузовые помещения — трюмы и для размещения судовой энергетической установки (СЭУ). Но во многих случаях объема корпуса оказывается недостаточно для всех помещений и, кроме того, не все из них можно располагать внутри корпуса. Поэтому на палубе судна делают надстройки и рубки. Под надстройками понимают сооружения на верхней палубе на всю ширину судна или отстоящие от бортов на расстоянии не более 4 % его ширины. Надстройки, не доходящие до бортов более чем на 4 % ширины судна, называются рубками. Последние располагают как на верхней палубе, так и на палубах надстроек и рубок.
Безопасность плавания судна определяется не только его мореходными качествами, но и наличием судовых устройств — специального оборудования, обеспечивающего эксплуатационные и мореходные качества судна. К основным судовым устройствам относятся рулевое, якорное, швартовное, спасательное, грузовое, буксирное.
Наряду с судовыми устройствами важную роль выполняют судовые системы, т. е. сеть трубопроводов с обслуживающими механизмами и измерительными приборами, предназначенная для перемещения жидкостей или газов внутри судна. Одни системы (балластная, осушительная, пожарная) повышают мореходные качества судна и обеспечивают безопасность плавания, другие, например грузовая на нефтеналивных судах,— эксплуатационные качества, а отопительная, вентиляционная, фановая системы необходимы для различных бытовых нужд.