Загрузка...

Византийцы строили суда, опираясь на опыт римлян. Основу флота составляли дромоны ? парусно-гребные военные суда V?VII в. (дромон ? от дромос, бег по-гречески) ? рис. 4.1. Они имели высокие борта, 1?2 ряда весел, боевые площадки на носу и в корме, таран, 1?2 мачты. Длина дромонов была до 40 м, суда приводились в движение как гребцами (до 32 пар весел), так и парусом. Характерная особенность: рулевое весло опирается в одной точке у борта в корме, вокруг которой может вращаться при помощи рукоятки, расположенной под прямым углом к перу весла. Дромон получил значительное распространение. Считают, что он послужил прообразом арабского дау, сохранившегося до настоящего времени, и североевропейского дромона. Последние известны с V?VI веков. Суда, подобные дромону, впоследствии имели множество различных наименований (холк, нейв, нэф, килс, буза). К VIII веку н. э. в византийском флоте преобладающим стал латинский парус. Помимо дромонов, византийцы строили небольшие вспомогательные военные суда ? памфилы с двумя рядами весел, экипаж ? 120…160 человек. К XIII веку памфилы стали транспортными судами. Византийские корабельные мастера строили ряд торговых судов: акатии, усперы ? большие двухпалубные суда, двухмачтовые с латинским вооружением; тариды ? одномачтовые с латинским вооружением (длина 30?35 м, использовались в Средиземноморье в XII?XIV вв.). В Византии практически закончилось формирование средиземноморской галеры, которая прослужила до конца XVIII века.
Византийцы внесли ряд усовершенствований в рангоут (совокупность надпалубных конструкций и деталей, предназначенных для постановки, раскрепления и несения парусов, ? мачты, стеньги, реи, гики,
гафели, бушприты) и бегучий такелаж. В частности, для латинского паруса византийцами был изобретен косой рей, передний конец которого подтягивался к форштевню, крепился к мачте наклонно в нижней своей трети. Ими был изобретен также гафель, к которому крепилась верхняя шкаторина паруса.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий