Prince Royal» («Наследный принц») считается первым английским линейным кораблем, хотя некоторые исследователи считают этот корабль галеоном, отдавая пальму первенства его последователю — линейному кораблю Его Величества «Sovereign of the Seas».
«Prince Royal» был заложен 20 октября 1608 года на верфи в Вулвиче под руководством Финеаса Петта (Phineas Pett). Спущен на воду 25 июля 1610 года. Основной идеей при создании этого корабля была попытка сделать его более мощным, чем те, что строились до сей поры, создать на корабле специальные орудийные палубы, а также укрепить борта, чтобы они выдерживали удары неприятельских ядер. То есть сделать не просто большой корабль, но корабль, предназначенный специально для морских сражений. Именно такие корабли были необходимы в то время, когда на морских просторах вовсю промышляли пираты, а европейские державы торговали каперскими свидетельствами направо и налево. В то время основной угрозой для решившихся пуститься в плавание становились не ветры и не шторма, а пираты, каперы и боевые корабли воинствующих держав.
Первоначально «Prince Royal» был вооружен 55 пушками разного калибра (51 пушка на лафете и 4 легкие пушки на вертлюгах). Точные калибры орудий неизвестны. Водоизмещение корабля составляло около 1200 тонн (в книге «Парусные корабли» [1] указывается 64 орудия и 1400 тонн водоизмещения). Длина 35 метров, ширина 13 метров, осадка 5,5 метров. Корабль имел четыре мачты с прямым парусным вооружением. Экипаж состоял из 500 человек (вероятно, включая солдат).
Далее следует период в 30 лет, где мне не удалось найти каких-либо сведений о судьбе этого корабля.
В 1641 году корабль опять отвели в Вулвич, где под руководством сына Финеаса Петта — Петера Петта (Peter Pett) корабль был модернизирован. Количество орудий возросло до 70, остальные характеристики практически не изменились.
Во время республиканского правления «Долгого Парламента» (Rump Parliament) корабль был переименован в «Resolution» и участвовал практически во всех крупных морских баталиях Первой Англо-Голландской войны:
– в битве у Кентиш-Нок (8 октября 1652 года)
– в битве при Габбарде (12 июня 1653 года)
– в битве при Шевенингене (10 августа 1653 года)
Согласно Брайену Лэйвери [2] к 1660 году корабль уже насчитывал 80 орудий, вероятно, он был модернизирован по результатам Первой Англо-Голландской войны.
В 1663 году корабль вновь отвели на вулвичскую верфь, где под руководством старого Финеаса Петта его вновь модернизировали, доведя количество орудий до 92 единиц. Судя по всему (поскольку монархия в Англии уже была реставрирована) тогда же ему вернули его первоначальное название — «Prince Royal». К тому моменту в Англии уже ввели систему рангов для боевых кораблей, согласно которой «Prince Royal» оказался линейным кораблем 1-го ранга.
Вскоре разразилась Вторая Англо-Голландская война, и «Prince Royal» принял в ней самое активное участие. Он оказался флагманским кораблем в эскадре графа Эдварда Монтегю (Edward Montagu) и 13 июня 1665 года принял участие в знаменитом Лоустофтском сражении.
Годом позже, 1 июня 1666 года «Prince Royal» принял участие в сражении, позднее названным сражением Четырех дней, в качестве флагманского корабля вице-адмирала Джорджа Эскью (George Ayscue) против голландских эскадр под руководством Маартина Тромпа и Михаэля де Рюйтера. Несмотря на превосходство голландцев, первые два дня англичане действовали весьма успешно, однако на третий день ситуация стала меняться в пользу голландцев. Именно в тот день три британских корабля, и «Prince Royal» в их числе, составлявшие арьергард английской эскадры под командованием Эскью, по приказу адмирала Джорджа Монка пошли через Галлоперскую отмель и сели на мель. Два корабля сумели сняться с мели и уйти, а третий — «Prince Royal» — был захвачен голландцами и сожжен (тогда же был захвачен в плен и вице-адмирал королевского флота Джордж Эскью).
Так окончился боевой путь первого английского линейного корабля, давшего начало целому типу новых мощных боевых кораблей на многие столетия и положившему конец доминировавшим до тех пор галеонам. Кроме того, «Prince Royal» послужил прототипом при создании линейного корабля «Sovereign of the Seas» — самого величественного и красивого корабля английского боевого флота.