Освоение Ахтиарской бухты на южной оконечности Крыма началось с весны 1783 года. Именно тогда прибывшие сюда для охраны побережья от нападения турок Капорский и Днепровский полки построили здесь себе жилые помещения.
2 мая 1783 года на местный рейд вошла первая русская боевая эскадра под командованием вице-адмирала Ф.А. Клокачева, назначенного командующим вновь создаваемого Черноморского флота. В состав эскадры входили корабли “Хотин”, “Азов”, пять номерных 44-пушечных фрегатов, три шхуны и бот из Азовской флотилии.
Летом заложили четыре первых каменных здания: дом для адмирала, часовню Николая Чудотворца, кузницу будущего адмиралтейства на западном берегу Южной бухты и городскую пристань.
Принято считать, что постройка кузнечной мастерской в июне 1783 года положила начало Севастопольскому адмиралтейству, главной задачей которого стал ремонт кораблей флота. Уже вскоре после этого было произведено килевание и исправление подводной части корабля “Хотин” и транспортных галионов.
Екатерина II в указе князю Г.А. Потемкину еще в феврале предписала устроить крепость “большую, Севастополь, где ныне Ахтиар и где должны быть адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное поселение”. Так возник Севастополь (в переводе с греческого город славы).
Благодаря деятельности Херсонской верфи, а позднее и Николаевского адмиралтейства, количество кораблей и судов в Черноморском флоте росло, вместе с тем возрастал объем судоремонта в Севастополе. Архивные данные свидетельствуют, что уже в 1786 году местное адмиралтейство выполнило капитальный ремонт с заменой наружной обшивки семи кораблей и фрегатов.
Объявленная в 1887 году Турцией война за возвращение ей Крыма еще больше увеличила потребность в ремонте кораблей и в переоборудовании галионов во фрегаты (с усилением артиллерийского вооружения). Эти работы проводились под руководством судостроителя Херсонской верфи С.И. Афанасьева.
Выяснилось, что выполнение корпусных работ с использованием метода кренования (рис. 11.4) и килевания с помощью ручных шпилей значительно ослабляет и расшатывает части корпуса и мачт. После двух-трех таких операций возникала необходимость в длительном ремонте судна.
Ремонт в доке с разборкой набора и заменой его частей новыми назывался тимберовкой.
Для удовлетворения возрастающего объема судоремонта в Севастопольском адмиралтействе идет строительство новых мастерских. расширяется кузница и создаются капитальные склады. Построен грузоподъемный кран для постановки на корабли мачт и тяжелого рангоута.
В ходе войны суда флота получили значительный износ, корпуса расшатались, смола выплавилась, обшивку разрушали древоточцы, артиллерийские установки и подкрепления под них требовали срочного ремонта. Старый киленбанк, использовавшийся для кренования, от большой загрузки пришел в негодность. По инициативе нового командующего флотом контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова в 1790 году был построен новый, более мощный киленбанк, что обеспечило надежное накренение кораблей до обнажения киля для осмотра, окраски и ремонта подводной части.
В девяностых годах Севастопольское адмиралтейство предпринимает первый шаг нового судостроения. Так, в 1794 году были заложены две морские шхуны длиной 23,8 м, шириной 7,3 м, глубиной трюма 3 м. На них было установлено восемь орудий. Однако этот опыт в то время дальнейшего развития не получил.
В 1795 году новый командующий Черноморским адмиралтейским правлением адмирал Н.С. Мордвинов, учитывая вредные последствия применяемого метода килевания, поручил выполнить проект двухкамерных сухих доков, который, однако, поддержки в Петербурге не получил.
Пришедший после смерти Екатерины II император Павел I стремился искоренить все, что было сделано Потемкиным. В 1798 году он переименовал Севастополь в Ахтиар (это название продержалось до 1826 года, когда император Николай I возвратил старое).
Несмотря на успехи Черноморского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова во время средиземноморских походов, должного внимания к южному флоту и судостроению не было.
Мало изменений произошло и после убийства Павла I и прихода к власти Александра I. Но тем не менее в 1804 году Ахтиар (Севастополь) был объявлен главным военным портом на Черном море с запретом входа в него торговых судов.
В следующем году главный командир Черноморского флота наряду с Николаевским получил звание и Ахтиарского военного губернатора. Но судостроение в этот период переживало застой.
Новое строительство кораблей сохранилось лишь на Херсонской верфи, да и то за шесть лет с 1801 года там было построено лишь два линейных корабля и три фрегата. В связи с этим ощущался недостаток в легких боевых кораблях, а также в плавучих средствах для портовых нужд. Командование флота решило организовать постройку таких судов в Севастопольском адмиралтействе.
В конце 1808 года был заложен первый 18-пушечный корвет “Крым” длиной 27,7 м. В январе 1810 года он был спущен на воду, а вскоре адмиралтейство получило заказ на постройку брига и корвета по петербургским чертежам.
Летом 1811 года был заложен 16-пушечный бриг “Мингрелия”. В 1814 году в новом эллинге закладывается более крупный 24-пушечный корвет “Язон” длиной 36 м.
К этому времени Севастопольское адмиралтейство существенно увеличилось, в нем работало 760 рабочих; кроме эллингов, действовало 17 специализированных мастерских.
С приходом в 1816 году к управлению Черноморским флотом и портами вице-адмирала А.С. Грейга в Севастопольском адмиралтействе появилась чертежная, расширились мастерские, увеличился объем
судоремонта и нового судостроения.
В 1819 году был заложен 30-метровый бриг “Меркурий” водоизмещением 500 т (рис. 11.5), который через год спустили на воду и вооружили 20 орудиями.
В двадцатые годы в Севастополе было построено 12 новых судов, все они, в том числе и бриг “Меркурий”, создавались под руководством корабельного инженера И.Я. Осминкина. Бриг “Меркурий”, победив в неравном бою с турецкой эскадрой, вписал славную страницу в истории Черноморского флота (рис. 11.6). Среди построенных кораблей были и довольно крупные, в част ности 36-пушечный фрегат “Рафаил” длиной 41,6 м, 34-пушечный шлюп “Анапа”.Положение со строительством новых судов в Севастопольском адмиралтействе было довольно сложным. В осенне-зимний период все рабочие снимались на судоремонтные работы. В Севастопольском адмиралтействе в первой трети XIX века были построены: 18-пушечный корвет “Крым” (1810 г.), 16-пушечный бриг “Мингрелия” (1813 г.), корвет “Язон” (1815 г.), бриг “Меркурий”; 36-пушечный фрегат “Рафаил” (1825 г.); 20-пушечная бригантина “Пегас” и 12-пушечный катер “Жаворонок”; бригантина “Нарцисс” (1830 г.). В 1841 году в Севастополе был спущен на воду самый крупный парусный корабль ? 54-пушечный фрегат “Сизополь” (рис. 11.7), который был затоплен на Севастопольском рейде в ночь с 10 на 11 сентября 1854 года.
Таким образом, в первые десятилетия XIX века за Севастополем окончательно закрепилась роль главной военной черноморской гавани, центра судоремонта и строительства относительно небольших военных кораблей (бригов, корветов, малых фрегатов). Судоремонт, столь актуальный для нормальной деятельности черноморской эскадры, получил впоследствии мощную производственную базу, когда к концу 1844 года, уже при адмирале М.П. Лазареве (рис. 11.8), был построен пятикамерный комплекс сухих доков, рассчитанных на одновременный ремонт трех больших линейных кораблей и двух фрегатов. Это полностью исключило применение килевания со всеми отрицательными его по-
следствиями. В это же время в Севастополе было построено и Лазаревское адмиралтейство.