Считается, что Крит и Сирия сыграли важную роль в развитии древнего судостроения. Как свидетельствуют исторические исследования, еще в III тыся-
челетии до н. э. Крит имел развитое морское кораблестроение, был
сильным морским государством. Есть предположение, что критяне
плавали не только в Средиземном море, но и за Гибралтарским про-
ливом вплоть до Британии. К сожалению, информации, которая бы прямо относилась к кораблестроению Крита, очень мало. Основными источниками в данном случае служат ассирийские и египетские барельефы, изображения на
сосудах, печатях и свидетельства более поздних греческих и римских историков. Древнесирийские судостроители, опираясь на наличие хорошего судостроительного материала ? ливанского кедра, сделали следующий шаг по сравнению с египтянами. Считается, что именно они первыми
построили наборные суда с килем и шпангоутами. Об этом свидетельствуют рельефы дворца Сарбоны II, которые хранятся в Лувре, и записи Геродота. Финикийцы переняли опыт критян и сирийцев, которые, как указывалось, ввели в практику судостроения наружный киль и шпангоуты. На военных судах стали устанавливать таран, весла шли в два ряда. Вдоль всего судна шел мостик для воинов и кормчего. Суда приобретают характерный архитектурный облик. Устанавливается акростоль ? декоративная кормовая оконечность (подобно хвосту скорпиона), боевая площадка защищается щитами, таран оковывается бронзой, для размещения гребцов к корпусу пристраивается
кринолин. Форштевень украшался головой лошади или осла как символов длительных переходов путешественников. Длина судов до 30 м, отношение ширины к длине 1/6. На торговых судах были подпалубные грузовые помещения. На мачте располагали корзину для наблюдателя, весла для гребли устанавливались в один ряд. Строились также небольшие рыболовные суда ? кумбы.
Изображения финикийских судов дошли до нас благодаря ассирийским барельефам VII века до н. э. (рис. 2.10). Некоторые реконструкции древ-
нефиникийских и других кораблей восточного Средиземноморья показаны
на рис. 2.11 ?2.13. Конструктивные особенности финикийских судов оказали заметное влияние на египетское, греческое и других средиземноморских стран судостроение. Этому способствовала и активная мореходная деятельность
финикийцев.
Рис. 2.10. Изображение финикийского корабля. Каменный рельеф.
На ряде ассирийских барельефов (VIII в. до н. э.) изображены финикийские суда, на которых видны два ряда весел, что говорит о более древнем происхождении диер, которое приписывается древним
грекам. Исследователи судостроения считают, что на финикийских военных судах центральная часть формировалась на выдолбленном древесном стволе, создававшем необходимую продольную прочность корпуса. К стволу присоединялись по ширине два полукорпуса, обеспечивающих поперечную остойчивость и вместимость судна. Интересно отметить, что конструкция с центральным долбленным корпусом (моноксилом) в более позднее время была характерна для древнерусских лодий и запорожских чаек.