Зарубежная пресса отмечает, что региональные власти Северо-Запада России уделяют возрастающее внимание развитию транспортных связей с Европой в рамках проекта Северного морского коридора (СМК). Цель его создания соответствует стремлению Европейского Союза перенести с дорог на море часть транспортного движения.
Морской транспорт в проекте ЕС «Морские магистрали» является реальной конкурентной альтернативой наземному транспорту. Амбиции ЕС отвечают региональным приоритетам двух северо-западных районов России — Мурманской и Архангельской областей, столкнувшихся сейчас с транспортными проблемами при реализации грандиозных проектов в Баренцевом море.
Северный морской коридор — проект ЕС, объединяющий 9 стран и 20 регионов — рассматривается в Мурманске как потенциальное решение этих проблем. СМК улучшит морское сообщение нескольких важных западноевропейских портов с северо-западными портами России. Уже сегодня видны конкретные результаты этого проекта: благодаря СМК в Мурманске регулярно пришвартовываются суда. Мурманская и Архангельская области являются ключевыми российскими зонами освоения углеводородных месторождений в Баренцевом море. Только один проект разработки Штокманов-ского месторождения потребует огромного количества перевозок грузов и рабочей силы к месторождению и от него. В настоящее время региональные власти Мурманска планируют крупные капиталовложения в морской порт — четвертый по величине в России, с ежегодным товарооборотом в 14,44 млн т (2007 г.). В соответствии с планами местных руководителей, к 2015 г. товарооборот порта увеличится до 70 млн т в год.
Хотя Комитет ЕС включил Баренцево море в рамки своего проекта «Морские магистрали», западно-восточные перевозки грузов по Балтийскому морю остаются пока еще основными направлениями для Брюсселя и Москвы.