Танкер дедвейтом 70 тыс. т в балласте, осадка носом 16, кормой — 26 футов, нужно пришвартовать к причалу правым бортом кормой вперед. На рис. 46 судно движется вперед, ЦВ находится впереди, судно имеет тенденцию приводиться к ветру. Буксиры могут слегка толкать, чтобы удерживаться в лучшем положении. Носовой буксир работает, подобно НПУ. Начальный разворот вправо перед дачей машине заднего хода помогает маневру.
На рис. 47 показана критическая позиция, ЦВ смещается в корму, когда судно набирает ход назад. Носовой буксир должен толкать полным ходом, прежде чем судно займет позицию, в которой получится хороший разворот вправо, а ветер захватит нос.
Кормовой буксир разворачивается по направлению струи винта и ему разрешается тянуть, когда это требуется. На заднем ходу буксир развивает меньшее усилие и момент этой силы уменьшается, поскольку ЦВ сдвигается в кор1 му. Поперечная сила гребного винта становится больше, когда установится задний ход, но ее вращательный эффект уменьшается, так как ЦВ смещается еще дальше в корму.
Величина поперечной силы ветра уменьшается с приближением судна к линии ветра. Но так как ЦВ сдвигается в корму, расстояние этой силы до ЦВ увеличивается, и момент силы ветра может возрасти, если разворот судна вправо слишком медленный (рис. 48).
Струя винта мешает кормовому буксиру удерживаться в хорошей позиции. Поперечная сила гребного винта уменьшается при снижении частоты вращения винта на заднем ходу. Продольное усилие от ветра возрастает по величине.
Теперь наступил момент, когда необходимо полностью остановить вращательное движение вправо (рис. 49).
В случае если инерция вращательного движения вправо сдвинет носовую часть судна еще дальше, ветер начнет воздействовать слева и поперечная его сила будет направлена вправо. Когда ЦВ находится достаточно далеко в корме, момент поперечной силы ветра будет быстро расти, тем более, если буксир запозда-;
ет сдержать разворот. При этом буксир должен натянуть буксирный трос и остается полагаться не только на прочность троса, но и на умение капитана буксира постепенно выйти на всю длину троса. Безопаснее иметь буксир в такой позиции, когда он может толкать. По этой причине мы удерживаем нос немного в сторону от причала, когда судно идет назад, и| учитываем небольшую поперечную силу ветра, действующую на правую скулу, которая может легко контролироваться носовым буксиром.