Подходить к месту постановки на якорь следует с заранее уменьшенной скоростью, включенным эхолотом и чаще контролировать место судна всеми доступными навигационными способами. При наличии на рейде других судов нанести на карту крупного масштаба окрестность акватории, необходимой для якорной стоянки, определить контролирующие пеленги и дистанции до береговых ориентиров.
При отсутствии или слабом ветре и течении подходить к месту постановки на якорь можно с любого направления, если позволяет навигационная обстановка. СЭУ заблаговременно переводится на маневренный режим. На подходе к месту якорной стоянки следует остановить главный двигатель и двигаться по инерции, постоянно контролируя место судна и глубину под килем. С приходом судна в точку, намеченную для отдачи якоря, дают задний ход (обычно не более среднего). После погашения инерции переднего хода, которая считается погашенной, когда струя воды от гребного винта дойдет до середины длины корпуса судна (миделя), останавливают двигатель и отдают якорь, имея незначительное движение назад. Якорную цепь вытравливают до требуемой длины.
При наличии ветра или течения по мере приближения к месту отдачи якоря разворачивают судно носом против действующего внешнего фактора. С приходом судна в точку отдачи якоря дают ход назад. По мере уменьшения движения (инерции) нос судна начнет уваливаться под ветер (течение). В этот момент отдают якорь наветренного борта и травят якорную цепь до двух глубин места. Под действием якоря нос судна начнет разворачиваться на ветер. Когда судно, развернувшись против ветра или течения, будет выходить на якорь-цепь, ее потравливают до рассчитанной длины.
При наличии ветра и течения, имеющих разные направления, курс судна в точку отдачи якоря по возможности прокладывают навстречу равнодействующей от ветра и течения. Следует учитывать, какой из внешних факторов в данный момент в большей степени оказывает влияние на судно.
Если постановка на якорь выполняется на одновинтовом судне с правым вращением винта при значительной силе ветра, а ограниченная акватория не позволяет подойти к выбранному месту стоянки носом против ветра, маневрирование приходится выполнять на более или менее значительной скорости, чтобы сохранить управляемость судна и не допустить большого дрейфа. В этом случае рекомендуется, если позволяют обстоятельства, рассчитать маневр таким образом, чтобы при подходе к месту отдачи якоря судно разворачивалось вправо. Для этого еще до реверсирования двигателя рекомендуется переложить руль вправо на борт, а когда судно резко снизит поступательное движение и приобретет достаточную угловую скорость — дать полный ход назад, после чего в выбранном месте отдать правый якорь. Благодаря значительному углу дрейфа на циркуляции в сторону внешнего борта якорная цепь будет вытягиваться в сторону кормы под значительным углом к ДП. Это значительно уменьшит силу рывка при задержании цепи.
При постановке на якорь на глубинах, превышающих 25—30 м, а также при отдаче на скальный грунт нужно сначала стравить якорь брашпилем до высоты порядка 5 м над грунтом и лишь после этого производить отдачу с ленточного стопора.
При стоянке на якоре иногда возникает необходимость отдать второй якорь (усиление ветра, течение и т.д.). В этом случае маневрируют следующим образом. Подбирают якорную цепь отданного якоря, не подрывая его. Количество смычек остается в воде в зависимости от глубины. Затем перекладывают руль на борт в сторону готовящегося к отдаче якоря, дают «толчок» судну двигателем и в расчетной точке отдают второй якорь (угол между якорными канатами должен составлять не менее 30—40°). По мере возвращения судна в первоначальное положение курса (против ветра) и при переходе линии ветра потравливают обе якорные цепи и выравнивают их натяжение.
Для уменьшения радиуса циркуляции и амплитуды рыскания в тех случаях, когда в районе якорной стоянки наблюдаются меняющие направление на противоположное приливно-отливные течения или бризы, используют способ «фертоинг», при котором угол разноса якорных цепей составляет примерно 180°. При выполнении маневра судно выходит против течения, проходит предполагаемое место стоянки на расстояние, равное рассчитанной необходимой длине вытравляемой якорной цепи, и отдает один из якорей. Потравливая якорную цепь, спускаются на расстояние, равное двум длинам необходимой якорной цепи, и отдают второй якорь. Травят его якорную цепь и одновременно с этим выбирают якорную цепь первого якоря, пока обе якорные цепи не сравняются по длине. При таком способе судно будет поочередно стоять то на правом якоре, то на левом — в зависимости от направления течения. Радиус циркуляции при этом будет значительно меньше, чем если бы судно стояло только на одном якоре.
Во время снятия с якоря при значительном ветре или течении следует «подработать» вперед двигателем, чтобы исключить нежелательный дрейф и уменьшить нагрузку на электродвигатель брашпиля.
При съемке с якоря на тесном рейде следует учитывать, что вы- двиг судна при повороте с места средним ходом с рулем на борту примерно в два раза меньше выдвига во время циркуляции на установившемся переднем ходу. Если из-за недостатка свободного пространства нет уверенности в успехе поворота, то следует сначала с якорем на грунте развернуть судно с помощью двигателя и руля в нужном направлении.
При стоянке судна на двух якорях первой выбирается более короткая цепь или якорь, который в момент выборки является нерабочим. Если судно стоит на двух якорях с перекрещивающимися цепями или при образовании «креста», первой выбирается нижняя цепь. При одинаковой длине якорных цепей последним обычно выбирается тот якорь, в сторону которого судно будет разворачиваться при выходе с места якорной стоянки.