Rate this post

При встречном течении в случае необходимости судно легко остановить. Если судно внезапно сильно рыскнет, оно все же не окажется на грунте. Однако при попутном течении управлять судном значительно легче. Это лучше всего можно проиллюстрировать на примере очень плохо управляющегося судна, следующего по узкому каналу, в котором действует течение скоростью 2 уз.

Прежде всего, нужно иметь в виду, что чем меньше ход судна, тем меньшее влияние на управ­ляемость окажут присасывание к бе­регу и дну канала и что в стесненном канале судно на ходу не всегда обладает свободой движения. На­пример, если оно находится близко  к берегу канала и следует передним ходом, его нос будет отклоняться, а корма приближаться к берегу.

При скорости 2 уз относительно воды и встречном течении тоже 2 уз судно будет удерживаться против течения. Поскольку воздействие присасывания возрастает по мере увеличения скорости судна (при больших скоростях возрастает вероятность возникновения неконтро­лируемого рыскания), и если судно идет достаточно быстро относи­тельно воды, чтобы одновременно иметь значительный ход относитель­но грунта, то его ход может оказаться чрезмерным, так как в этом случае судно может потерять управляемость.

С другой стороны, плохо управляющееся судно, при попутном течении в 2 уз идущее со скоростью 2 уз относительно воды, может весьма удовлетворительно двигаться относительно грунта в узком канале.

Подведем итог: очень плохо управляющееся судно будет легко двигаться относительно грунта при сильном попутном течении с мини­мальной скоростью. При сильном встречном течении скорость судна относительно грунта возрастет настолько, что оно потеряет управляе­мость. А это объясняется в первую очередь тем, что увеличение скорости судна влечет за собой усиление присасывания.

Когда судно при встречном течении подходит слишком близко к любому из берегов, сила присасывания тянет его корму к берегу. В это же время течение и давление воды между берегом и бортом судна с большой силой действуют на борт. Вода образует клин и отталки­вает нос судна, вызывая рыскание. По мере увеличения скорости судна водяной клин между берегом и бортом становится мощнее.

При сильном попутном течении судно должно двигаться с незна­чительной скоростью относительно воды, чтобы иметь достаточный ход относительно грунта, поэтому отрицательное воздействие водяного клина и присасывания минимально.

Для пояснения этого положения предположим, что судно следует по течению, но хода относительно воды не имеет. Его скорость относи­тельно грунта 2 уз. В данном случае даже при его возможном сближении с берегом водяной клин не образуется и не возникает давление, вызы­вающее рыскание.

Если бы судно следовало против течения, оно двигалось бы со скоростью 2 уз относительно воды, но оставалось бы без движения относительно грунта. В этом случае, если бы оно оказалось в достаточ­ной близости к берегу, и его корма пошла бы в сторону берега, обра­зовался бы водяной клин, приводящий к рысканию.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий