Rate this post

Капитан управляет судном и принимает необходимые меры для обеспечения безопасности плавания.

В соответствии с требованиями Устава службы на судах Рос­сийской Федерации капитан организует вахтенную и штурманскую службы, обеспечивает выполнение требований организацион­но-распорядительных документов и органов надзора за безопасно­стью плавания, систематически передает помощникам свой опыт и знания, заботится о повышении их квалификации, способствует внедрению на судне передовых методов судовождения.

Капитан контролирует правильность использования судовых технических средств навигации и определения их поправок, свое­временность получения карт, атласов, руководств и пособий для плавания, следит за качеством корректуры штурманской докумен­тации.

Капитан, получив рейсовое задание, совместно со штурман­ским составом прорабатывает маршрут предстоящего плавания, определяет меры по обеспечению безопасности плавания в рейсе.

При подготовке к рейсу для участков, требующих применения методов морской навигации, капитан выполняет предварительную прокладку или поручает ее одному из помощников с последующим контролем. При этом для плавания в сложных условиях он назначает конкретные методы и приемы судовождения, обеспечивающие безопасность плавания в этих условиях и обстоятельствах.

Капитан требует от командного состава знания маневренных элементов судна и умения использовать их при маневрировании.

В период плавания капитан:

  • *   организует и обеспечивает безопасность движения судов с учетом особенностей района плавания, навигационной обстановки и опасностей, гидрометеорологических условий и т.д.;
  • *   осуществляет постоянный контроль за получением навигационной, гидрометеорологических и других видов информации;
  • *   при движении судна на затруднительных участках, в стесненных морских водах, при входе в порт и выходе обеспечивает уровень организации судовождения и управления судном, со­ответствующий условиям плавания;
  • *   контролирует ведение счисления вахтенными помощниками, качество и своевременность определения места судна всеми доступными способами и средствами, обеспечивающими наибольшую точность;
  • *   при необходимости выбирает место якорной стоянки, учитывая глубины, характер грунта, течение, ветер, наличие навигационных опасностей и интенсивность судоходства.

С получением штормового предупреждения капитан принимает решение о возможности продолжения рейса, штормования наиболее безопасным для судна способом или направляет судно в ближайшее убежище или укрытие за берегом.

В районе необязательной лоцманской проводки капитан вправе пользоваться услугами лоцмана, если он найдет это необходимым.

Капитан контролирует выполнение вахтенными помощниками гидрометеорологических наблюдений и своевременную передачу гидрометеорологических            донесений     учреждениям Госкомгидромета в соответствии с Инструкцией по производству гидрометеорологических наблюдений экипажами судов (при наличии на судне гидрометеостанции).

Капитан утверждает акт судовой комиссии, возглавляемой старшим помощником капитана, по проверке на судне наличия, учета, хранения, использования и списания навигационных карт, руководств и пособий в соответствии с действующими правилами.

Капитан организует проведение испытаний по определению маневренных элементов судна, своевременное выполнение де- виационных и радиодевиационных работ, испытание и приемку в эксплуатацию вновь установленного на судне оборудования, при­боров и аппаратуры электрорадионавигации.

При приемке судна, находящегося в эксплуатации, капитан по­лучает от сдающего капитана и штурманского состава сведения о маневренных и мореходных качествах судна, состоянии технических средств навигации, укомплектованности и выполнении корректуры навигационных карт, атласов, руководств и пособий для плавания.

Капитан организует вахтенную службу на мостике таким обра­зом, чтобы она с должной надежностью обеспечивала безопасность плавания судна.

Состав вахты на мостике в течение всего рейса должен соответствовать фактическим условиям и обстоятельствам плавания. При определении состава вахты на мостике принимаются во внимание:

  • *    обеспечение непрерывного наблюдения;
  • *    состояние погоды, видимости, время суток;
  • *   особенности района плавания, в том числе близость навигационных опасностей, интенсивность движения судов, возможность появления малых судов с плохой различимостью, скоростных судов, паромов и т.д., требующие выполнения вахтенным помощником капитана ряда специфических обязанностей;
  • *    условия плавания во льдах;
  • *   возможность и целесообразность использования судовых технических средств судовождения, их состояние;
  • *   любые другие требования к вахте, которые обусловливаются особыми условиями эксплуатации судна.

Вахта должна быть укомплектована так, чтобы эффективность ее несения не снижалась из-за усталости отдельных лиц, входящих в ее состав. Судоводителям должны быть даны четкие указания, в каких ситуациях капитан без промедления может быть вызван на мостик.

В процессе повседневной работы вахтенному помощнику капитана следует вырабатывать умение докладывать текущую информацию своевременно, точно, кратко.

Капитан должен всячески способствовать усвоению вахтенным помощником капитана правила, что в случае опасности, грозящей судну, людям и грузу, СЭУ, рулевое и звукосигнальное устройства судна находятся в полном его распоряжении. Однако, по возможности, следует своевременно уведомлять вахтенного механика о намерении изменить режим работы СЭУ.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий