Не допускается ставить на вахту персонал не ознакомленный с конструктивными особенностями судна.
При приеме-сдаче вахты заступающий вахтенный помощник капитана проверяет работу системы пожарной сигнализации, отсутствие искр из трубы, связь с машинным отделением, получает информацию о проведении работ с открытым огнем, сжигании мусора, работе сауны, вентиляции служебных и грузовых помещений, температуре воздуха в трюмах (при наличии дистанционных датчиков), неисправностях систем и средств пожаротушения и принимаемых мерах.
Дополнительно на стоянке заступающий вахтенный помощник капитана проверяет пожаробезопасность выполнения грузовых и бункеровочных операций, знакомится с обстановкой вокруг судна, уточняет номер телефона береговой пожарной команды (для себя и вахтенного у трапа).
Вахтенный механик при заступлении на вахту получает информацию обо всех ремонтных и профилактических работах с судовым оборудованием, операциях с топливом.
При производстве бункеровочных работ (включая операции с нефтесодержащими водами) на судне выполняется следующее:
• оповещаются экипаж и пассажиры;
• запрещается курение на открытых палубах;
• ограждается место приема-сдачи топлива;
• закрываются шпигаты на палубе;
• закрываются иллюминаторы с борта приема-сдачи топлива;
• поднимается флаг “Браво” (ночью – красный круговой огонь);
• устанавливаются поддоны;
• подносятся дополнительные огнетушители к месту приемасдачи топлива, подсоединяются к рожкам два пожарных рукава;
• устанавливается постоянная связь с бункеровщиком;
• организуется постоянное наблюдение.
Вахтенный помощник капитана в вечернее и ночное время организует периодические обходы помещений судна, обращая особое внимание на пожароопасные места и объекты. На пассажирских и учебных судах для этой цели назначается специальная пожарная вахта, которой устанавливается порядок обхода.
По сигналу тревоги вахтенный помощник:
• проверяет состояние (закрытие) дверей в водонепроницаемых переборках;
• включает внутрисудовую связь;
• включает имеющуюся на мостике переносную УКВ радиостанцию на указанную в расписании по тревогам частоту и всю аппаратуру ГМССБ переводит в режим передачи сигнала бедствия;
• в случае необходимости поднимает флажный сигнал по МСС и делают первоначальное оповещение в эфир;
• обеспечивает освещение;
• оповещает людей, занятых работами в местах, где сигнал тревоги мог быть не услышан;
• обеспечивает сбор информации о случившемся.
Во время заводского ремонта вахтенный помощник организует противопожарную защиту судна в соответствии с требованиями завода.