Rate this post

Целью лоцманской проводки судов является обеспечение безо­пасного плавания судов, предотвращение происшествий с судами и защита водной среды от загрязнения. Современное законодательство РФ исходит из допустимости осуществления лоцманской деятельности в стране наряду с государственными лоцманами, также лоцманами независимых организаций.

Государственный надзор за деятельностью лоцманских служб как государственных, так и негосударственных организаций в пределах своей компетентности осуществляет федеральный орган ис­полнительной власти в области транспорта.

Перед началом лоцманской проводки судна морской лоцман обязан:

  • по прибытии на судно предъявить капитану судна лоцманское удостоверение;
  • проинформировать капитана судна о навигационно-гидро- графических и гидрометеорологических условиях предстоящего плавания, состоянии судоходства, наличии на пути следования на­вигационных и других опасностей и особенностей; о характеристиках средств навигационного оборудования и навигационных ориентиров на пути следования, способах и особенностях их использования; об имеющихся в районе лоцманской проводки СУДС, о других системах обеспечения безопасности мореплавания и о порядке взаимодействия с ними;
  • согласовать с капитаном судна план предстоящей лоцманской проводки судна; план предстоящей постановки судна на бочки, якорную стоянку, съемки с них, швартовки к причалу или выносному перегрузочному устройству и отхода от них; порядок прохождения информации и распоряжений по управлению судном, а также контроля за последствиями исполнения таких распоряжений в процессе предстоящей лоцманской проводки судна.

Лоцманская проводка подразделяется на обязательную и необя­зательную (факультативную).

В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном порта в установленном порядке.

Во время проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану порта о любых переменах на фарватере, которые могут создать угрозу безопасности движения судна, любых происшествиях с проводимыми судами и в обслуживаемом им районе и невыполнения капитаном проводимого судна правил судоходства и правил по предотвращению загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

Капитан судна обязан обеспечить безопасную и быструю посадку и высадку лоцмана и безвозмездно предоставлять ему в период проводки отдельное помещение и питание. В его обязанности входит сообщение лоцману точных данных о судне, длине, ширине и вместимости судна, которые вносят в лоцманскую квитанцию. За неправильные данные капитан судна несет административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В период проводки в интересах безопасности плавания капитан следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований. Он может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает его при этом от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате этого.

Если во время проводки судна капитан вынужден временно оставить мостик, он должен уведомить об этом лоцмана, указав при этом лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие. В необходимых случаях и в целях безопасности судна лоцман может приостановить проводку до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить безопасное плавание. Лоцман не вправе без согласия капитана покинуть судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в море или будет сменен другим лоцманом.

Договор об оказании лоцманских услуг заключается между лоцманской организацией и судовладельцем, и капитан судна (ст. 102 КТМ) остается ответственным за управление судном.

По общему правилу присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана ответственности за управление судном даже в районах обязательной лоцманской проводки.

Однако организация, работником которой является лоцман, проводящей судно, также несет ответственность за вред, причиненный в результате ненадлежащей проводки судна. Для привлечения лоцманской организации к ответственности необходимо, чтобы владелец судна доказал, что проводка была исполнена ненадлежащим образом по вине лоцмана, а капитан судна при данных обстоятельствах не мог предотвратить причинение вреда.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий