Среди навигационных аварий посадка на мель стоит на первом месте, как по количеству случаев, так и по убыткам от них. В мире каждые 10 дней в среднем происходит одна посадка на мель. Каковы же причины:
- по вине судоводителя – 90%
- стихия – 5%
- касание неизвестных препятствий – 3%
- недостаток средств навигационного обеспечения (СНО) – 1%
- выход из строя ГД или рулевого устройства
Районы, в которых наиболее часто происходят посадки на мель: подходы к портам, проливы, каналы, районы рейдовой разгрузки (особенно в Арктике). В этих районах наиболее частыми причинами посадки судна на мель являются:
- незнание местных правил;
- пренебрежение рекомендациями лоции;
- плавание по буям без определения места судна по берегу;
- неудовлетворительный контроль за местом судна;
- неудовлетворительное управление судном при маневрировании;
- плавание и пользование не откорректированными картами и пособиями;
- небрежность при опознании берега и СНО;
- пренебрежение требованиями хорошей морской практики при плавании в малоисследованных районах;
- не использование эхолота при плавании вблизи берегов, особенно в мелководных районах, по счислению.
Наиболее типичные случаи посадки на мель по стихийным обстоятельствам:
- действие прижимного ветра (в сторону берега);
- действие внезапного порыва на судно, стоящее на якоре;
- дрейф судна вместе со льдом в сторону мели;
- судно, лишенное возможности управляться, под действием шторма;
- преднамеренная посадка на мель в штормовых условиях.
Снижение аварийности, связанной с посадкой на мель, может быть достигнуто:
- повышением профессиональной подготовки судоводителя;
- проведение комплекса мероприятий по улучшению состояния водных путей, портовых акваторий, и т. д.;
- улучшением конструктивных особенностей судов;
- улучшение проведения спасательных работ.