Оценить

Под управляемостью судна на заднем ходу понимается его спо­собность удерживать” или изменять направление своего движения; назад. Необходимость рассмотрения данного движения судна: объясняется тем, что часто встречаются случаи маневрирования на ограниченной акватории, при отходе от причала, при разворотах в узкостях. На практике установлено, что управляемость судна на заднем ходу значительно хуже, чем на переднем. Известно, что-расположение руля в передней части объекта по ходу его движения всегда менее эффективно.

Рассмотрим два судна (рис. 14.8, а, б), из которых одно А дви­жется передним ходом, а другое В — задним. Оба судна пере­мещаются прямым курсом, на обоих рули перекладываются в од­ну сторону относительно общего направления движения. Попереч­ная гидродинамическая сила Уг, возникающая при этом на рулях, образует момент MVA( судно А) и Мрв (судно В), направленный в. сторону переложенного руля.

В результате дрейфа судна появится поперечная гидродинами­ческая сила корпуса ryb, момент которой Мп будет направлен у судна А в сторону момента МРА, у судна В — в сторону, противопо­ложную моменту MVB.

На переднем ходу (у судна А) направление моментов, возни­кающих на руле и корпусе, одинаково, и судно поворачивается под действием суммарногого момента (МРА + Л4П). Момент Ма на суд­не В направлен в сторону, противоположную начальному моменту от руля, и стремится развернуть судно влево. Следовательно, на заднем ходу в момент после отклонения руля направление отворо­та кормы судна оказывается неопределенным. Поворот в итоге осуществится под действием разности моментов, возникающих на корпусе и руле пМрв).

Суда на заднем ходу так же, как на переднем, отклоняются с прямого курса в ту сторону, в которую перекладывается руль, Случаи обратной управляемости (поворот в противоположном от­носительно перекладке руля направлении) встречаются крайне редко.

Ухудшение управляемости судна на заднем ходу вызвано так­же уменьшением эффективности руля при значительных углах его перекладки. При обтекании пера руля со стороны острой задней кромки на перекладках более 15—20° образуется отрыв погранич­ного слоя в местах максимальной толщины профиля, что приводит к резкому уменьшению поперечной силы. Напротив, когда руль обтекается со стороны закругленной кромки (при следовании пе­редним ходом), поперечная сила остается постоянной вплоть до

углов перекладки 30—35°. Кроме того, в этом случае повышается роль корпуса в создании поворачивающего момента; на заднем ходу это взаимодействие будет значительно меньше.

Для улучшения управляемости судна на заднем ходу рекомен­дуется иметь специальные устройства, более эффективные, чем рули.

При управлении одновинтовым судном на ограниченном водном пространстве используют силы, возникающие от работы винта.

Если при разворачивании судна в узкости места для циркуля­ции недостаточно, производят следующие маневры (рис. 14.9):

1) перекладывают руль «право на борт» и на очень короткое время дают двигателю средний или полный ход вперед (положе­ние 1). В этом случае весь поток воды, отбрасываемый винтом- на­зад, резко ударит в перо руля и момент силы Ур развернет судно вправо, весьма мало продвинув его вперед;

2) если вперед продвигаться нельзя, то после непродолжитель­ной работы двигателем вперед следует дать задний ход (положе­ние 2).

Под действием сил Ур и R3.x корма будет уклоняться влево и судно станет разворачиваться носом вправо. В случае дачи полно­го заднего хода рекомендуется руль перекладывать в положение «прямо», так как рулевое устройство претерпевает большое напря­жение;

3) когда судно начнет приобретать задний ход, руль перекла­дывают «лево на борт» (положение 3), что вызывает появление сил Ур и R3.х, которые будут поворачивать корму влево;

4) в положении 4 дают двигателю передний ход и переклады­вают руль «право на борт». Подобные маневры при управлении судном производят до тех пор, пока не будет завершен поворот:

Второй вариант разворота судна в узкости — перекладка руля только на один борт. Для этого руль кладут «право на борт», дви­гателю дают передний ход, и раньше, чем судно начнет значитель­но продвигаться вперед, двигателю дают полный задний ход, а руль перекладывают в положение «прямо». Когда судно начнет приоб­ретать задний ход, двигатель останавливают, перекладывают руль «право на борт» и дают снова средний ход вперед. Подобное чере­дование повторяют до тех пор, пока судно не развернется в тре­буемое положение. При благоприятных метеорологических усло­виях лучше и легче производить разворот при винте правого вра­щения и в правую сторону носом.

 

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий