Заказать написание учебной работы у преподавателя по Судовождению
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

 

Все величины, которые измеряются с целью определить обсервованное место судна (пеленги, расстояния, горизонтальные и вертикальные углы), называются навигационными параметрами. По измеренным навигационным параметрам рассчитывают и про­кладывают на карте изолинии или заменяющие их линии поло­жения.

Навигационной изолинией называется линия равных значений навигационного параметра. В любой точке изолинии сохраняет­ся постоянным значение данного измерения: пеленга, расстояния и т. д. Поэтому, если в результате каких-либо измерений на карте была построена навигационная изолиния, то место судна долж­но находиться в одной из ее точек. Однако для получения места необходимо нанести на карту, по крайней мере, еще одну изоли­нию, полученную одновременно с первой и имеющую с ней толь­ко одну общую точку. Точка пересечения таких изолиний и будет местом судна.

В зависимости от вида наблюдений изолинии на меркаторской карте изображаются различными геометрическими кривыми. При измерении с судна пеленга ориентира получается изолиния, на­зываемая изопеленгой, Изопеленга есть геометрическое место точек, из которых все пеленги на данный ориентир будут одина­ковы. На меркаторской карте изопеленга имеет вид кривой, выг­нутой в сторону экватора. Однако при визуальных наблюдениях, которые ведутся на небольших расстояниях, кривизна изопеленги настолько незначительна, что ее изображение можно заменить прямой линией, т. е. локсодромическим пеленгом.

При измерении с судна горизонтального угла между двумя ориентирами изолиния имеет вид окружности, проходящей через ориентиры и вписывающей измеренный угол. Если до ориентира было измерено расстояние, то изолиния также является окруж­ностью, описанной из места ориентира, как из центра, радиусом, который равен измеренному расстоянию.

Особый вид имеют изолинии при определении места по сек­торным радиомаякам, с помощью систем дальней радионавига­ции и при астрономических наблюдениях.

На практике обычно не возникает необходимость в нанесении на карту изолиний на всем их протяжении. Например, при опре­делении места судна по двум расстояниям, измеренным до двух ориентиров, вместо окружностей наносят в районе счислимого места небольшие отрезки их дуг (засечки). В некоторых случаях изолинии могут иметь сложный вид, что неудобно для построения их на меркаторской карте. Тогда небольшие участки изолиний заменяют отрезками прямых, проведенных обычно касательно к изолинии вблизи счислимого места. Такие отрезки прямых назы­вают линиями положения. Замена изолиний линиями положения несколько снижает точность полученного места, однако при опре­деленных ограничениях возникающие ошибки оказываются несу­щественными.

При визуальных способах определения места судна для на­блюдений могут быть использованы нанесенные на карту, хорошо еидимые и опознанные береговые и плавучие маяки, огни, неосве­щаемые знаки, башни, церкви, а также различные естественные ориентиры: мысы, вершины гор, скалы и т. д. Не следует исполь­зовать для обсерваций буи, вехи и другие знаки плавучего ограж­дения, так как они могут быть снесены со своих штатных мест.

Порядок работы при любом определении места судна, как правило, можно разделить на три этапа: наблюдения (или изме­рения), вычисления и прокладка на карте.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий