СУЩНОСТЬ ГРАФИЧЕСКОГО СЧИСЛЕНИЯ.
Чтобы судить о безопасности плавания, ориентироваться в окружающей обстановке и правильно выбирать курсы для дальнейшего перемещения, судоводитель должен в любой момент знать положение своего судна. Для этого он ведет навигационную прокладку. Прокладка включает в себя счисление пути, расчеты и построения на карте для определения места судна и расчеты маневрирования для расхождения с другими судами.
Перед выходом судна в рейс под руководством капитана должен быть изучен предстоящий переход по картам и пособиям. При этом выполняется предварительная прокладка.
Однако она дает только общее представление об условиях перехода. С момента выхода в рейс окончательный выбор курсов и все принимаемые к учету факторы определяются конкретной обстановкой плавания. Поэтому в рейсе ведется исполнительная прокладка.
Счислением называется учет движения судна по морской карте. В зависимости от условий плавания этот учет осуществляется двумя методами. При океанских плаваниях, когда приходится руководствоваться картами мелкого масштаба, может применяться метод письменного счисления. Сущность его состоит в расчете координат судна на интересующий судоводителя момент времени по формулам с последующим нанесением вычисленного места на карту.
При плавании вблизи берегов, когда на относительно небольших расстояниях от курса могут располагаться опасные глубины и другие надводные и подводные препятствия, счисление должно вестись особенно тщательно и непрерывно. В этих условиях поль-, зуются методом графического счисления. Грамотное ведение счисления требует от судоводителя четкого понимания процессов и явлений, происходящих в водной и воздушной средах, влияние которых испытывает судно. К этим явлениям относятся ветер, создающий дрейф, а также течения.
Условимся первоначально, что судно не испытывает ни дрейфа, ни течения. Следовательно, относительно воды судно перемещается только под действием своих машин. В свою очередь, масса воды, вследствие отсутствия течения, остается неподвижной относительно грунта. В этих условиях направление перемещения судна относительно и воды, и трунта будет совпадать с направлением его диаметральной плоскости, а линия пути судна на карте совпадает с проложенной линией ИК. Кроме того, так как масса воды не имеет движения, то расстояние, пройденное судном относительно воды и показанное лагом с учетом его поправки 5Л, явится одновременно и действительным расстоянием, пройденным судном относительно грунта.
Таким образом, при плавании без дрейфа и течения учет перемещения судна по карте производится по линиям ИК, по которым откладываются расстояния, пройденные судном по лагу^ Счисление пути судна следует начинать с момента отхода его от причала или съемки с якоря и вести вплоть до момента постановки у причала или отдачи якоря в порту назначения. Исходная точка для прокладки пути судна на карте определяется капитаном. За такую точку могут быть приняты точное место судна, полученное сразу же после выхода за пределы акватории порта, плавучий маяк, приемный буй и т. д. Координаты точки начала прокладки записываются в судовой журнал. К моменту начала прокладки следует включить лаг, определить поправку компаса по створам или другим способам.
От исходной точки по указанию капитана на карте прокладывают линию первого курса. Снятый с карты ИК переводят в КК, на который ложатся по главному магнитному компасу или гирокомпасу. При этом ИК и округляются до 0,5°. Над линией истинного курса на карте записывают курс по компасу и его поправку. Пройденное по курсу расстояние определяется по лагу. Для контроля плавание судна рассчитывается также по скорости хода, соответствующей частоте вращения винтов, и времени плавания. На линии ИК в установленных случаях наносится счислимое место судна, т. е. место, рассчитанное по курсу и плаванию. Счислимые точки должны отмечаться каждый час, если плавание совершается вблизи берегов, и в конце вахты при плавании в открытом море. Кроме того, счислимое место наносится в моменты начала и конца поворотов, при изменении скорости, при получении обсерваций. Рядом со счислимым местом в виде дроби записывают момент по судовым часам с точностью до 1 мин и отсчет лага с точностью до 0,1 мили. Для контроля и уточнения счисления место судна в рейсе определяют различными навигационными, радионавигационными и астрономическими методами. Полученные при этом обсервованные точки также наносят на карту. При получении обсервованного места дальнейшую прокладку ведут от полученной точки, показывая на карте величину и направление отклонения судна от счисления. Несовпадение обсервомванной и счислимой точек называют невязкой.
При ведении прокладки все условные обозначения и сокращения должны применяться в соответствии с Наставлением по организации штурманской службы на судах морского флота (НШС—77).
СУЩНОСТЬ ГРАФИЧЕСКОГО СЧИСЛЕНИЯ.
Чтобы судить о безопасности плавания, ориентироваться в окружающей обстановке и правильно выбирать курсы для дальнейшего перемещения, судоводитель должен в любой момент знать положение своего судна. Для этого он ведет навигационную прокладку. Прокладка включает в себя счисление пути, расчеты и построения на карте для определения места судна и расчеты маневрирования для расхождения с другими судами.
Перед выходом судна в рейс под руководством капитана должен быть изучен предстоящий переход по картам и пособиям. При этом выполняется предварительная прокладка.
Однако она дает только общее представление об условиях перехода. С момента выхода в рейс окончательный выбор курсов и все принимаемые к учету факторы определяются конкретной обстановкой плавания. Поэтому в рейсе ведется исполнительная прокладка.
Счислением называется учет движения судна по морской карте. В зависимости от условий плавания этот учет осуществляется двумя методами. При океанских плаваниях, когда приходится руководствоваться картами мелкого масштаба, может применяться метод письменного счисления. Сущность его состоит в расчете координат судна на интересующий судоводителя момент времени по формулам с последующим нанесением вычисленного места на карту.
При плавании вблизи берегов, когда на относительно небольших расстояниях от курса могут располагаться опасные глубины и другие надводные и подводные препятствия, счисление должно вестись особенно тщательно и непрерывно. В этих условиях поль-, зуются методом графического счисления. Грамотное ведение счисления требует от судоводителя четкого понимания процессов и явлений, происходящих в водной и воздушной средах, влияние которых испытывает судно. К этим явлениям относятся ветер, создающий дрейф, а также течения.
Условимся первоначально, что судно не испытывает ни дрейфа, ни течения. Следовательно, относительно воды судно перемещается только под действием своих машин. В свою очередь, масса воды, вследствие отсутствия течения, остается неподвижной относительно грунта. В этих условиях направление перемещения судна относительно и воды, и трунта будет совпадать с направлением его диаметральной плоскости, а линия пути судна на карте совпадает с проложенной линией ИК. Кроме того, так как масса воды не имеет движения, то расстояние, пройденное судном относительно воды и показанное лагом с учетом его поправки 5Л, явится одновременно и действительным расстоянием, пройденным судном относительно грунта.
Таким образом, при плавании без дрейфа и течения учет перемещения судна по карте производится по линиям ИК, по которым откладываются расстояния, пройденные судном по лагу^ Счисление пути судна следует начинать с момента отхода его от причала или съемки с якоря и вести вплоть до момента постановки у причала или отдачи якоря в порту назначения. Исходная точка для прокладки пути судна на карте определяется капитаном. За такую точку могут быть приняты точное место судна, полученное сразу же после выхода за пределы акватории порта, плавучий маяк, приемный буй и т. д. Координаты точки начала прокладки записываются в судовой журнал. К моменту начала прокладки следует включить лаг, определить поправку компаса по створам или другим способам.
От исходной точки по указанию капитана на карте прокладывают линию первого курса. Снятый с карты ИК переводят в КК, на который ложатся по главному магнитному компасу или гирокомпасу. При этом ИК и округляются до 0,5°. Над линией истинного курса на карте записывают курс по компасу и его поправку. Пройденное по курсу расстояние определяется по лагу. Для контроля плавание судна рассчитывается также по скорости хода, соответствующей частоте вращения винтов, и времени плавания. На линии ИК в установленных случаях наносится счислимое место судна, т. е. место, рассчитанное по курсу и плаванию. Счислимые точки должны отмечаться каждый час, если плавание совершается вблизи берегов, и в конце вахты при плавании в открытом море. Кроме того, счислимое место наносится в моменты начала и конца поворотов, при изменении скорости, при получении обсерваций. Рядом со счислимым местом в виде дроби записывают момент по судовым часам с точностью до 1 мин и отсчет лага с точностью до 0,1 мили. Для контроля и уточнения счисления место судна в рейсе определяют различными навигационными, радионавигационными и астрономическими методами. Полученные при этом обсервованные точки также наносят на карту. При получении обсервованного места дальнейшую прокладку ведут от полученной точки, показывая на карте величину и направление отклонения судна от счисления. Несовпадение обсервомванной и счислимой точек называют невязкой.
При ведении прокладки все условные обозначения и сокращения должны применяться в соответствии с Наставлением по организации штурманской службы на судах морского флота (НШС—77).