Оценить

 

СУЩНОСТЬ   ГРАФИЧЕСКОГО   СЧИСЛЕНИЯ.

Чтобы судить о безопасности плавания, ориентироваться в окружающей обстановке и правильно выбирать курсы для даль­нейшего перемещения, судоводитель должен в любой момент знать положение своего судна. Для этого он ведет навигационную прокладку. Прокладка включает в себя счисление пути, расчеты и построения на карте для определения места судна и расчеты маневрирования для расхождения с другими судами.

Перед выходом судна в рейс под руководством капитана дол­жен быть изучен предстоящий переход по картам и пособиям. При этом выполняется предварительная прокладка.

Однако она дает только общее представление об условиях перехода. С момента выхода в рейс окончательный выбор курсов и все принимаемые к учету факторы определяются конкретной обстановкой плавания. Поэтому в рейсе ведется исполнительная прокладка.

Счислением называется учет движения судна по морской карте. В зависимости от условий плавания этот учет осуществля­ется двумя методами. При океанских плаваниях, когда приходит­ся руководствоваться картами мелкого масштаба, может приме­няться метод письменного счисления. Сущность его состоит в расчете координат судна на интересующий судоводителя момент времени по формулам с последующим нанесением вычисленного места на карту.

При плавании вблизи берегов, когда на относительно неболь­ших расстояниях от курса могут располагаться опасные глубины и другие надводные и подводные препятствия, счисление должно вестись особенно тщательно и непрерывно. В этих условиях поль-, зуются методом графического счисления. Грамотное ведение счисления требует от судоводителя четкого понимания процессов и явлений, происходящих в водной и воздушной средах, влияние которых испытывает судно. К этим явлениям относятся ветер, создающий дрейф, а также течения.

Условимся первоначально, что судно не испытывает ни дрей­фа, ни течения. Следовательно, относительно воды судно переме­щается только под действием своих машин. В свою очередь, мас­са воды, вследствие отсутствия течения, остается неподвижной относительно грунта. В этих условиях направление перемещения судна относительно и воды, и трунта будет совпадать с направ­лением его диаметральной плоскости, а линия пути судна на карте совпадает с проложенной линией ИК. Кроме того, так как масса воды не имеет движения, то расстояние, пройденное суд­ном относительно воды и показанное лагом с учетом его поправ­ки 5Л, явится одновременно и действительным расстоянием, пройденным судном относительно грунта.

Таким образом, при плавании без дрейфа и течения учет пе­ремещения судна по карте производится по линиям ИК, по кото­рым откладываются расстояния, пройденные судном по лагу^ Счисление пути судна следует начинать с момента отхода его от причала или съемки с якоря и вести вплоть до момента постанов­ки у причала или отдачи якоря в порту назначения. Исходная точка для прокладки пути судна на карте определяется капита­ном. За такую точку могут быть приняты точное место судна, полученное сразу же после выхода за пределы акватории порта, плавучий маяк, приемный буй и т. д. Координаты точки начала прокладки записываются в судовой журнал. К моменту начала прокладки следует включить лаг, определить поправку компаса по створам или другим способам.

От исходной точки по указанию капитана на карте проклады­вают линию первого курса. Снятый с карты ИК переводят в КК, на который ложатся по главному магнитному компасу или гиро­компасу. При этом ИК и  округляются до 0,5°. Над линией истинного курса на карте записывают курс по компасу и его по­правку. Пройденное по курсу расстояние определяется по лагу. Для контроля плавание судна рассчитывается также по скорости хода, соответствующей частоте вращения винтов, и времени пла­вания. На линии ИК в установленных случаях наносится счислимое место судна, т. е. место, рассчитанное по курсу и плаванию. Счислимые точки должны отмечаться каждый час, если плавание совершается вблизи берегов, и в конце вахты при плавании в от­крытом море. Кроме того, счислимое место наносится в моменты начала и конца поворотов, при изменении скорости, при получе­нии обсерваций. Рядом со счислимым местом в виде дроби запи­сывают момент по судовым часам с точностью до 1 мин и отсчет лага с точностью до 0,1 мили. Для контроля и уточнения счисле­ния место судна в рейсе определяют различными навигационны­ми, радионавигационными и астрономическими методами. Полу­ченные при этом обсервованные точки также наносят на карту. При получении обсервованного места дальнейшую прокладку ведут от полученной точки, показывая на карте величину и на­правление отклонения судна от счисления. Несовпадение обсервомванной и счислимой точек называют невязкой.

При ведении прокладки все условные обозначения и сокраще­ния должны применяться в соответствии с Наставлением по орга­низации штурманской службы на судах морского флота (НШС—77).

СУЩНОСТЬ   ГРАФИЧЕСКОГО   СЧИСЛЕНИЯ.

Чтобы судить о безопасности плавания, ориентироваться в окружающей обстановке и правильно выбирать курсы для даль­нейшего перемещения, судоводитель должен в любой момент знать положение своего судна. Для этого он ведет навигационную прокладку. Прокладка включает в себя счисление пути, расчеты и построения на карте для определения места судна и расчеты маневрирования для расхождения с другими судами.

Перед выходом судна в рейс под руководством капитана дол­жен быть изучен предстоящий переход по картам и пособиям. При этом выполняется предварительная прокладка.

Однако она дает только общее представление об условиях перехода. С момента выхода в рейс окончательный выбор курсов и все принимаемые к учету факторы определяются конкретной обстановкой плавания. Поэтому в рейсе ведется исполнительная прокладка.

Счислением называется учет движения судна по морской карте. В зависимости от условий плавания этот учет осуществля­ется двумя методами. При океанских плаваниях, когда приходит­ся руководствоваться картами мелкого масштаба, может приме­няться метод письменного счисления. Сущность его состоит в расчете координат судна на интересующий судоводителя момент времени по формулам с последующим нанесением вычисленного места на карту.

При плавании вблизи берегов, когда на относительно неболь­ших расстояниях от курса могут располагаться опасные глубины и другие надводные и подводные препятствия, счисление должно вестись особенно тщательно и непрерывно. В этих условиях поль-, зуются методом графического счисления. Грамотное ведение счисления требует от судоводителя четкого понимания процессов и явлений, происходящих в водной и воздушной средах, влияние которых испытывает судно. К этим явлениям относятся ветер, создающий дрейф, а также течения.

Условимся первоначально, что судно не испытывает ни дрей­фа, ни течения. Следовательно, относительно воды судно переме­щается только под действием своих машин. В свою очередь, мас­са воды, вследствие отсутствия течения, остается неподвижной относительно грунта. В этих условиях направление перемещения судна относительно и воды, и трунта будет совпадать с направ­лением его диаметральной плоскости, а линия пути судна на карте совпадает с проложенной линией ИК. Кроме того, так как масса воды не имеет движения, то расстояние, пройденное суд­ном относительно воды и показанное лагом с учетом его поправ­ки 5Л, явится одновременно и действительным расстоянием, пройденным судном относительно грунта.

Таким образом, при плавании без дрейфа и течения учет пе­ремещения судна по карте производится по линиям ИК, по кото­рым откладываются расстояния, пройденные судном по лагу^ Счисление пути судна следует начинать с момента отхода его от причала или съемки с якоря и вести вплоть до момента постанов­ки у причала или отдачи якоря в порту назначения. Исходная точка для прокладки пути судна на карте определяется капита­ном. За такую точку могут быть приняты точное место судна, полученное сразу же после выхода за пределы акватории порта, плавучий маяк, приемный буй и т. д. Координаты точки начала прокладки записываются в судовой журнал. К моменту начала прокладки следует включить лаг, определить поправку компаса по створам или другим способам.

От исходной точки по указанию капитана на карте проклады­вают линию первого курса. Снятый с карты ИК переводят в КК, на который ложатся по главному магнитному компасу или гиро­компасу. При этом ИК и  округляются до 0,5°. Над линией истинного курса на карте записывают курс по компасу и его по­правку. Пройденное по курсу расстояние определяется по лагу. Для контроля плавание судна рассчитывается также по скорости хода, соответствующей частоте вращения винтов, и времени пла­вания. На линии ИК в установленных случаях наносится счислимое место судна, т. е. место, рассчитанное по курсу и плаванию. Счислимые точки должны отмечаться каждый час, если плавание совершается вблизи берегов, и в конце вахты при плавании в от­крытом море. Кроме того, счислимое место наносится в моменты начала и конца поворотов, при изменении скорости, при получе­нии обсерваций. Рядом со счислимым местом в виде дроби запи­сывают момент по судовым часам с точностью до 1 мин и отсчет лага с точностью до 0,1 мили. Для контроля и уточнения счисле­ния место судна в рейсе определяют различными навигационны­ми, радионавигационными и астрономическими методами. Полу­ченные при этом обсервованные точки также наносят на карту. При получении обсервованного места дальнейшую прокладку ведут от полученной точки, показывая на карте величину и на­правление отклонения судна от счисления. Несовпадение обсервомванной и счислимой точек называют невязкой.

При ведении прокладки все условные обозначения и сокраще­ния должны применяться в соответствии с Наставлением по орга­низации штурманской службы на судах морского флота (НШС—77).

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий