Загрузка...

 

Общие принципы установления путей движения судов (routing) приняты Ассамблеей ИМО (Резолюции А.378(Х) от 14.11.1977 г. и А.428(Х1) от 15.11.1979) и изложены в руководствах ГУНиО № 9036 и № 9037.
Эффективным средством пассивного управления судопотоками является система разделения движения (СРД) — разделение встречных потоков судов посредством установления зон и/или линий разделения и полос движения. Наиболее часто используются СРД линейного типа (рис. 5.1).

10

Установленная зона прибрежного плавания удерживает суда местного плавания на достаточном расстоянии от СРД, а транзитные суда -— от приближения к берегу и навигационным
опасностям.
Секторное разделение движения (рис. 5.2) используется там, где сходятся потоки судов, идущих с различных направлений. В узловых точках схождения потоков вводятся районы
кругового движения или районы повышенной осторожности плавания. Там, где соединяются или пересекаются пути, также вводятся районы пересечения, районы соединения, районы повы-
шенной осторожности плавания. Полосы движения должны прокладываться так, чтобы оптимально использовать имеющиеся глубины. Максимальная ширина полос движения и зон разделения должна устанавливаться исходя из точностных возможностей способов определения места судна в соответствии с требованиями к техническим средствам судовождения.

11

Единственным международным органом, ответственным за установление СРД, является ИМО. Однако правительства прибрежных государств вправе самостоятельно вводить СРД в водах, находящихся под их юрисдикцией, информируя об этом ИМО и заблаговременно оповещая всех через систему «Извещений мореплавателям».

Плавание по СРД, одобренным ИМО, регламентируется правилом 10 МППСС-72. Правила плавания в национальных СРД устанавливает прибрежное государство, и они могут существенно отличаться от правила 10. Даже если объявленная СРД не одобрена ИМО и не является обязательной для исполнения, хорошая морская практика требует от судоводителя следовать в соответствии с этой системой до тех пор, пока другие более важные обстоятельства не заставят его изменить это решение. В соответствии с правилом 10 МППСС-72 судно должно в общем случае входить в полосу движения СРД или покидать ее на конечных участках, но если судно покидает полосу движения или входит в нее с любой стороны, оно должно делать это под возможно меньшим углом к общему направлению потока движения. При плавании вблизи конечных участков СРД необходимо соблюдать особую осторожность, так как движение судов здесь не является упорядоченным, выбор ими курсов может быть достаточно произвольным, а изменения курсов — неожиданными. Судно, не использующее СРД, должно держаться от нее на возможно большем расстоянии.
Судно, использующее СРД, должно следовать в соответствующей полосе движения в принятом на ней общем направлении потока движения и держаться, насколько это практически возможно, в
стороне от линии (зоны) разделения движения. Учитывая это обстоятельство, при предварительной прокладке путь судна рекомендуется прокладывать посередине полосы движения, если справа по ходу за границей полосы движения находится зона прибрежного плавания или опасный район. Если же за правой границей полосы движения опасности нет, то путь судна рекомендуется прокладывать на расстоянии в 2/3 ширины полосы движения от зоны разделения. При фактическом плавании путь судна может быть скорректирован в зависимости от обстановки.

Судно, если оно не пересекает СРД, не входит в полосу движения или не выходит из нее, не должно, в общем случае, входить в зону разделения или пересекать линию разделения движения, кроме
ситуаций крайней необходимости:

* для избежания непосредственной опасности;
* при лове рыбы;
* при гидрографических работах в пределах зоны разделения.
Судно должно, насколько это практически возможно, избегать пересечения полос движения, но если оно вынуждено пересекать полосу движения, то должно делать это, насколько возможно, курсом под прямым углом к общему направлению потока движения.
Существует широко распространенное убеждение о привилегированном статусе судов, использующих СРД для транзитного прохода. Однако в соответствии с правилом 10(a) плавание по СРД «не освобождает никакое другое судно от его обязанностей, вытекающих из любого другого правила». При плавании в судопотоке оптимальной (с точки зрения минимума обгонов) является скорость судна, равная средней скорости ближайших судов, следующих в той же полосе движения.

Скорость судна, несколько превышающая это значение, более предпочтительна, чем несколько меньшая, так как отводит своему судну активную роль при обгонах, однако в любом случае скорость
должна быть безопасной. При ограничении или запрещении обгона скорость судна подбирается такой, чтобы не допустить чрезмерного сближения с судном, идущим впереди.
Безопасной дистанцией до впереди идущего судна считают такую дистанцию, которая позволяет избежать столкновения при экстренном его торможении. Важнейшим фактором является своевременное обнаружение торможения впереди идущего судна. Порог замечаемого изменения скорости цели может быть принят равным 20—30% от исходной. Более надежные результаты дает контроль дистанций по РЛС. В большинстве случаев безопасной считается дистанция до попутного судна по носу не менее десяти корпусов судна.

Достаточным считается расстояние до судна-попутчика около 4 8 кбт справа, 3—6 кбт слева, 3—4 кбт по корме. Следует, однако, иметь в виду, что в теневом секторе близко идущего попутчика может скрываться опасная цель. Особого внимания требуют попутные суда, дистанция до которых монотонно уменьшается, а также приближение к повороту СРД.
Учитывая, что точность плавания по СРД зависит от точности применяемых методов контроля за местом и движением судна, возможны случаи выхода судна на полосу встречного движения. Судно-нарушитель должно быть проинформировано о нарушении правил плавания любым другим судном как по радиотелефону, так и по МСС, в котором предусмотрен сигнал "YG" — «Вы, кажется, не
соблюдаете правила плавания в системе разделения движения». Существенным элементом разделения движения судов является жесткий контроль за соблюдением правил со стороны прибрежного
государства — с помощью береговых PJIC, патрульных кораблей, авиации. Предусматриваются информация о судах-нарушителях и определенные санкции по отношению к ним. Если обстоятельства
вынуждают судно нарушить правила плавания (например, для избежания непосредственной опасности), необходимо немедленно сообщить об этом по радиотелефону на береговую станцию контроля.

Если в СРД предусматривается периодическая подача радиоинформации на береговой центр о местоположении и движении судна, то пометки об этом должны быть заранее нанесены на путевую карту в соответствующих точках, а тексты сообщений подготовлены заранее.
Суда по возможности не должны становиться на якорь в районах СРД или вблизи конечных участков СРД, чтобы не мешать движению судов и не подвергаться опасности столкновения.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий