Графическое счисление без учета дрейфа и течения:
Прямая задача. Известны КК, vл (vоб), исходная точка счисления (j1, l1, T1, ол1). Неизвестны ИК, конечная точка счисления (j2, l2, T2, ол2).
Решение:
- Рассчитать ИК = КК + DК и проложить его линию от начальной точки счисления;
- Рассчитать Sл = vл t или Sоб = vоб t (если счислимая точка рассчитывается заблаговременно), или Sл = рол kл (если счислимая точка рассчитывается на пройденный момент) и отложить его на линии ИК;
- Снять счислимые координаты j2, l2 и определить время прихода в эту точку Т2 = Т1 + S/v, заметить показания лага ол
Обратная задача. Известны ИК, vл (vоб), j1, l1, T1, ол1. Неизвестны КК, j2, l2, T2, ол2.
Решение:
- Проложить линию ИК от исходной точки счисления;
- Рассчитать КК = ИК – DК и задать его рулевому;
- Рассчитать Sл = vл t или Sоб = vоб t (если счислимая точка рассчитывается заблаговременно), или Sл = рол kл (если счислимая точка рассчитывается на пройденный момент) и отложить его на линии ИК;
- Снять j2, l2 и определить время прихода в эту точку Т2 = Т1 + S/v, и в этот момент снять показания лага ол
Ветровой дрейф судна и его учет.
При воздействии на судно ветра фактическое направление движения судна относительно воды происходит по путевому углу ПУa при дрейфе. При ветре в левый борт линия пути судна смещается вправо, в этом случае угол дрейфа a имеет знак плюс, при смещении судна влево (ветер в правый борт) – минус.
Связь между ИК, ПУa и a следующая: ПУ a = ИК ± a л/б ;пр/б
Соединив серию из трёх или четырёх обсерваций, полученных достаточно точными методами, на карте получают линию пути, откуда определяют величину угла a= ПУa – ИК
Учет дрейфа при прокладке.
При наличии угла дрейфа рассчитывается и прокладывается на карте:
ПУa = ГКК + DГК + a
Пройденное по лагу расстояние Sл откладывается по линии пути, так как лаг при a < 100
дрейф учитывает. Если же a >100, то по линии пути откладывается расстояние
S = Sл sec a
При обратной задаче, когда требуется рассчитать ГКК, направление ПУ снимают с карты, после чего
ГКК = ПУ a – a – DГК
Для нахождения счислимой точки в момент траверза ориентира следует рассчитать ИП = ИК ± 900
и линию пеленга провести до пересечения с линией пути.
Прямая задача. Известны ИК, vл (vоб), направление ветра Км и угол дрейфа a. Неизвестен ПУa.
Решение:
- Рассчитать ПУa = ИК ± aл/б пр/б , проложить линию ПУa от исходной точки счисления;
- Вдоль линии ПУa отложить Sл или Sоб.
Обратная задача. Известны ПУa , vл (vоб), Кu , a. Неизвестен ИК.
Решение:
- Проложить линию ПУa и вдоль неё отложить Sл или Sоб;
- Рассчитать ИК = ПУa m aл/б пр/б , затем ККм.к. (ГКК) и задать последний рулевому.