Место постановки судна на якорь выбирает капитан сам или портовые власти указывают точку или квадрат. Подходить к месту постановки на якорь нужно с заранее уменьшенной скоростью, включенным эхолотом и чаще контролировать место судна всеми доступными навинавигационными способами. Если имеются сомнения в глубине, указанной на карте, или характер глубины не
известен, то приспускают якорь в воду на величину большую, чем осадка судна. Часто в местах якорной стоянки стоят другие суда, поэтому надо определить их местоположение и наличие свободной акватории для маневрирования, нанести на карту крупного масштаба окружность возможного перемещения кормы судна с учетом длины вытравленной якорной цепи, определить контролирующие пеленги и дистанцию береговых ориентиров. Перед подходом к месту якорной стоянки заблаговременно (за 20 мин) на бак вызывают помощника капитана согласно судовому расписанию (обычно это третий помощник), боцмана и матроса для подготовки якорного устройства к работе. При этом необходимо:
установить надежную связь бака с мостиком (переносное УКВ, телефон и т. д.);
подать питание (ток, пар) на брашпиль;
осмотреть якорную цепь;
проверить и поставить в нейтральное положение контроллеры пускового устройства брашпиля;
проверить надежность крепления ленточного стопора и только после этого отдать дополнительные стопора;
открыть палубные и якорные клюзы (крышки) или освободиться от цементировки;
проверить состояние якорных цепей в цепном ящике;
опробовать брашпиль на холостом ходу на разных режимах (передний, задний) и сообщить цепные барабаны с механизмом брашпиля;
брашпилем стравить якоря под клюзы, разобщить брашпиль и оставить крепление якорной цепи на ленточных стопорах. Это необходимо выполнять после перехода в штормовых условиях и при минусовой наружной температуре;
подготовить для подъема якорный шар или якорные огни (проверить включение);
доложить на мостик о готовности якорей к отдаче. В темное время осветить место работы на баке.