Для того чтобы отдать якоря в необходимом месте для судна определенной длины или тоннажа, устанавливаются створные знаки. Более крупные суда должны отдавать свои якоря дальше, чтобы вытравить такую же самую длину якорной цепи и по этой причине им необходимо подходить снаружи от створной линии, другими словами, должны удерживать створные знаки в расстворе. Суда меньшего размера, чем те, для которых установлены створные знаки, в частности суда, имеющие короткую якорную цепь, должны подходить изнутри от створной линии и удерживать створные знаки в расстворе с другой стороны.
Из-за наличия сноса курс судна редко совпадает с направлением створной линии. В то время, как на подходе при коррекции курса нос и корма могут описывать зигзаг, ЦВ перемещается более или менее по плавной линии на створ или параллельно ему. В этом случае следует учитывать наличие ЦВ, чтобы не сойти со створов, особенно если используется руль для снижения скорости вместо заднего хода.
Якоря отдаются в точке пересечения ведущего створа с секущими (рис. 64).
Когда отдается первый якорь, необходимо травить якорную цепь свободно, отдав тормоз брапшиля до тех пор, пока не будет вытравлено по меньшей мере 4 смычки, чтобы гарантировать горизонтальное натяжение якорной цепи. Если задержать якорную цепь на двух или даже трех смычках, якорь будет ползти.
В зависимости от расположения мостика (в середине судна или в корме) судоводитель использует различные ориентиры для получения секущего створа, определяющего место отдачи якоря.
Можно утверждать, что при постановке на СВМ наиболее важна «работа с якорями, потому что эта работа, требующая высокой точности, выполняется наугад и приближенно, и нет уверенности, что якорь будет отдан в момент подачи команды. В результате может оказаться, что правый якорь отдан не там и что якоря недостаточно разнесены, особенно если судно имеет некоторую скорость для противодействия сильному сносу при отдаче первого якоря. Кроме того, будет ли якорь держать или ползти? Есть ли слабина якорной цепи или она туго натянута? Конечно, имеется “связь с баком, но она и при благоприятных условиях бывает неудовлетворительной. В наше время, когда мы имеем отличную связь с людьми, “разгуливающими” по Луне, часто невозможно связаться с людьми, работающими на баке нашего судна.
На баке необходим опытный штурман, хорошо понимающий происходящее, поскольку эта операция в большей степени зависит от удачной отдачи якорей и потравливания якорных цепей. Недостаточная слабина якорной цепи после отдачи якоря приводит к ее протаскива-нию, а слишком большая — к тому, что цепь сваливается на грунт кучами и ее может не хватить, когда судно попытается сдвинуться дальше назад к месту стоянки. Разворот вправо для направления судна к месту стоянки может быть ускорен или сдержан, если задержать якорную цепь; заводка швартовов на корме может быть сложна и опасна из-за несвоевременной задержки якорной цепи.