Общие рекомендации по расчетам посадки и остойчивости аварийного судна. Подробное рассмотрение ряда примеров расчета посадки и остойчивости аварийного судна позволяет сделать несколько общих рекомендаций:
- При затоплении отсека третьей категории, т. е. отсека, сообщающегося с забортной водой и имеющего свободную поверхность воды, необходимо пользоваться номограммами посадки и остойчивости аварийного судна (см. рис. 2.13, 2.14). При этом:
если затоплен отсек выше двойного дна, то вычисления производятся непосредственно по номограммам с использованием фактических М, xg, zg;
если, кроме того, затоплены отсеки в двойном дне (отсеки первой категории), то вначале вычисляется условная нагрузка М1, Xgi, Zg1, a дальнейший расчет ведется по тем же номограммам.
- Если затоплен отсек (отсеки) первой категории, то независимо от того, заделана пробоина или нет, необходимо пользоваться номограммами неповрежденного судна, а воду влившуюся в отсеки условно отнести в нагрузку судна до аварии, т. е. вычислить М1, Xgi, Zg1
- Если затоплен отсек второй категории (после аварии пробоина заделана, или в отсеке скопилась фильтрационная вода и отсек не сообщается с забортной водой, но имеет свободную поверхность), то необходимо пользоваться номограммами неповрежденного судна, а расчеты производить в два этапа:
вначале воду рассматривать как принятый «замерзший» груз; вычислить М1, Xgi, Zg1 и построить диаграмму статической остойчивости;
затем «разморозить» воду и учесть поправки на влияние свободной поверхности.
- Если затопление несимметричое, расчеты необходимо производить в два этапа:
вначале строится диаграмма статической остойчивости в предположении, что центр тяжести несимметрично затопленных отсеков находится в диаметральной плоскости;
затем вычисляются кренящие моменты от несимметрично влившейся воды, и перестраивается диаграмма статической остойчивости.
- Возможны также любые комбинации затоплений. Необходимо только помнить:
если среди затопленных отсеков есть отсеки третьей категории, то все вычисления производятся по номограммам аварийного судна;
если среди затопленных отсеков находятся только отсеки первой и второй категорий, то все вычисления производятся по номограммам неповрежденного судна.