Вахтенный помощник капитана должен обеспечить надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью имеющихся технических средств, применительно к преобладающим условиям и обстоятельствам плавания с тем, чтобы полностью оценивать ситуацию и опасности столкновения, посадки на грунт и пр.
В ночное время для наблюдения следует использовать РЛС даже при плавании в открытом море.
Кроме того, целями наблюдения являются обнаружение терпящих бедствие людей, судов и летательных аппаратов, опасных объектов и предметов на воде, своевременное опознавание судовых и береговых огней и знаков, контроль за точным удержанием судна на курсе, наблюдение за обстановкой на экране РЛС, контроль за глубиной с помощью эхолота, определение фактической дальности видимости.
Вахтенный помощник капитана должен четко осознавать свою ответственность за безопасность судна независимо от присутствия капитана на мостике.
При любом сомнении в обстановке вахтенный помощник докладывает капитану, вызывает его на мостик и до прихода капитана самостоятельно принимает меры для обеспечения безопасности плавания, особенно в случаях:
- резкого изменения погоды и ухудшения видимости;
- когда судно невозможно удержать на заданном пути;
- когда сохранение заданного курса становится опасным;
- когда в расчетное время не обнаружен берег, навигационный знак или ожидаемая глубина-
- когда неожиданно открылся берег, навигационный знак или произошло неожиданное изменение глубины;
- встречи со льдом;
- поломки СЭУ, рулевого устройства, технического средства навигации или иного важного судового устройства;
- опасного маневрирования судов, находящихся в непосредственной близости;
- внезапного появления крена судна;
- получения сигнала бедствия, важного навигационного сообщения;
- конкретного указания капитана.
Вахтенный помощник капитана контролирует правильность удержания судна на курсе авторулевым, следит за тем, чтобы матрос-рулевой был готов перейти на ручное управление рулем, а также постоянно контролирует точность удержания судна на курсе. Установка отсчета курса на авторулевом выполняется с обязательным участием вахтенного помощника капитана, так как рулевой, самостоятельно устанавливая отсчет курса на авторулевом, следит за тем, чтобы рыскание было симметричным, и невольно вводит собственную поправку в заданный курс.
Вахтенный помощник капитана обязан:
- не менее одного раза за вахту осуществлять перевод автоматического управления рулем на ручное и обратно;
- плавание в особых условиях осуществлять, как правило, при ручном управлении рулем;
- во всех случаях опасного сближения с другими судами заблаговременно переходить на ручное управление рулем;
- четко знать порядок перехода с автоматического управления рулем на ручное, а также на запасное и аварийное рулевое управление.
Вахтенный помощник капитана обязан знать инструкцию по подготовке СЭУ к действию и изменению режимов ее работы, а также приборы контроля за работой СЭУ при наличии дистанционного управления на мостике, порядок аварийной остановки СЭУ и пуска ее на задний ход.
Вахтенный помощник капитана должен твердо знать маневренные возможности своего судна, особенно тормозные пути, временные и линейные элементы циркуляции с максимальным углом кладки руля, сравнительную эффективность маневров курсом и скоростью.