Загрузка...

Если руль поставлен прямо, судно продолжает разворачи­ваться ‘влево: в дополнение к инерции вращения возникает вращательный момент, создава­емый инерцией поперечного движения судна и поперечным сопротивлением впереди ЦВ • (рис. 16). Инерция поперечного движения действует как сила, точка приложения которой на­ходится в ЦТ судна. Точка при­ложения поперечного сопротив­ления находится в ЦТ судна. Точка приложения поперечного сопротивления находится при­мерно в середине между но­сом и ЦВ.

Чтобы остановить разворот, необходимо положить руль на другой борт, в нашем случае — право на борт (рис. 17). Причи­на того, что для выпрямления судна требуется больше време­ни и больший угол перекладки руля, чем для начала разворо­та, заключается в том, что по­перечное сопротивление некото­рое время продолжает действо­вать на носовую часть корпуса, создавая вращение, противопо­ложное по направлению враще­нию, создаваемому рулем.

Если мы поставим руль снова прямо в момент, когда разворот прекратится под действием ру­ля, переложенного на другой борт, разворот влево возобно­вится, потому что мы нарушим баланс сил, который существует между поперечной силой от действия руля, инерцией попе­речного движения и попереч­ным сопротивлением.

До тех пор, пока существует инерция поперечного движения, сущест­вует и поперечное сопротивле­ние; две силы образуют враща­ющую пару, которая регенери­рует разворот, если его не конт­ролировать рулем. Поскольку инерция поперечного движения уменьшается постепенно, необ­ходимо соответственно отводить и руль, чтобы удерживать судно на постоянном курсе.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий