Если руль поставлен прямо, судно продолжает разворачиваться ‘влево: в дополнение к инерции вращения возникает вращательный момент, создаваемый инерцией поперечного движения судна и поперечным сопротивлением впереди ЦВ • (рис. 16). Инерция поперечного движения действует как сила, точка приложения которой находится в ЦТ судна. Точка приложения поперечного сопротивления находится в ЦТ судна. Точка приложения поперечного сопротивления находится примерно в середине между носом и ЦВ.
Чтобы остановить разворот, необходимо положить руль на другой борт, в нашем случае — право на борт (рис. 17). Причина того, что для выпрямления судна требуется больше времени и больший угол перекладки руля, чем для начала разворота, заключается в том, что поперечное сопротивление некоторое время продолжает действовать на носовую часть корпуса, создавая вращение, противоположное по направлению вращению, создаваемому рулем.
Если мы поставим руль снова прямо в момент, когда разворот прекратится под действием руля, переложенного на другой борт, разворот влево возобновится, потому что мы нарушим баланс сил, который существует между поперечной силой от действия руля, инерцией поперечного движения и поперечным сопротивлением.
До тех пор, пока существует инерция поперечного движения, существует и поперечное сопротивление; две силы образуют вращающую пару, которая регенерирует разворот, если его не контролировать рулем. Поскольку инерция поперечного движения уменьшается постепенно, необходимо соответственно отводить и руль, чтобы удерживать судно на постоянном курсе.