Когда двум судам необходимо разойтись друг с другом в узкости, они должны оставаться вблизи середины пролива или канала до тех пор, пока это возможно. Насколько близко они могут подойти друг к другу, прежде чем предпринять действия по расхождению, зависит от ситуации и маневренности судов.
Нельзя приближаться к берегу слишком рано, потому что из-за берегового эффекта судно может рыскнуть поперек канала прямо под носом другого судна и его нельзя будет удержать. На ограниченных фарватерах это часто бывает причиной столкновений. Сначала носовые волны стремятся оттолкнуть их в стороны, а после расхождения кормовое присасывание возвратит их кормы назад на ось канала.
Как надо расходиться и как не надо этого делать, описано Пламмером в его книге “Управление судном в узкостях”. В Гренобле я разработал ряд чертежей, приведенных на рис. 85—92, для использования их в центре обучения управления судами, где мы регулярно проигрывали встречу и расхождение на масштабных моделях танкеров