Приступая к снятию судна с мели, необходимо,выяснить:
1) обстоятельства, при’ которых произошла посадка судна на мель: курс, ход судна, состояние моря, направление и силу ветра, глубины вокруг аварийного судна, уменьшение его средней осадки, были ли предприняты Мероприятия для самостоятельного схода судна с мели и какие;
2) характер повреждения судна и возможность их исправлений, характеристику грунта, нет ли камней, вошедших в корпус судна;
3) мощность главного двигателя и вспомогательных палубных механизмов (брашпиль, лебедки), вес становых и запасных якорей, наличие буксирных тросов;
4) основные элементы судна (ознакомление с чертежами его);
5) запасы твердого и жидкого груза (вода, топливо и т. д.), которые в случае необходимости можно удалить, а также количество отсеков, не заполненных водой, которые можно забалластировать;
6) направление господствующих ветров в районе аварийного судна, наличие и высоту прилива.
Выяснив перечисленные выше обстоятельства, производят расчет и выбор способа снятия судна с мели.
На судно, севшее на мель вследствие нарушения равновесия между его весом и силами поддерживающей воды, дополнительно действуют:
реакция грунта;
сила присоса грунта;
сила удара волн во время шторма;
удары о грунт во время волнения и зыби.
Существуют следующие способы снятия судов с мели:
самостоятельное;
три помощи буксировки другими судами и с помощью гиней;
отгрузки или размыва грунта;
при помощи судоподъемных понтонов.
Последние два способа нуждаются в применении специальных технических средств и обычно выполняются спасательными организациями.
Если сила давления на грунт судна, севшего1 на мель, невелика, то можно попытаться сойти с мели при помощи работы главного двигателя на полный ход назад.
Рекомендуется в зависимости от обстоятельств посадки, перекладывая руль с борта на борт, давать главным двигателям переменные ходы, переключая с полного переднего на полный ход назад. Этими маневрами удается «раскачать» судно, а затем, работая задним ходом, сойти с мели.
Самостоятельный сход с мели возможен при работе своих’ машин с применением балластировки, дифферентования и кренования судна (путем перекачки жидких грузов) или при помощи гиней, лебедок и завоза тяжелых якорей, а также, в случае получения пробоины, путем откачки поступившей в судно воды с предварительной заделкой пробоины. Обычно все эти средства применяются в комбинации друг с другом.
Самым простым средством дифферентования и кренования являются перекачка балласта и жидкого груза из района прикосновения судна к грунту в противоположную оконечность или с борта на борт.
При снятии судна с мели работой своих машин следует иметь в ,виду, что прежде чем давать ход, необходимо убедиться в том, что работа винтов не приведет к их поломке о камни, которые могут оказаться в районе движения судна, и что судно не сдрейфует на еще большую мель. При этом необходимо убедиться, что нет таких повреждений корпуса, которые после снятия с мели могли бы привести судно к гибели вследствие потери плавучести или остойчивости.
Полезно завести становые якоря на возможно большую длину якорной цепи в направлении, намеченном для снятия судна с мели. При работе главного двигателя на полный ход назад одновременно выбирают брашпилем или лебедкой заведенные якоря.
Уменьшения осадки судна можно добиться путем его отгрузки. При проведении отгрузки судна следует учитывать, что облегченное судно всегда более подвержено действию ветра и волнения, которые могут его забросить еще дальше на мель или усилить удары корпуса о грунт (камни).
Изменение осадки судна при отгрузке можно определить по формулам: