Оценить

Приступая к снятию судна с мели, необходимо,выяснить:

1) обстоятельства, при’ которых произошла посадка судна на мель: курс, ход судна, состояние моря, направление и силу ветра, глубины вокруг аварийно­го судна, уменьшение его средней осадки, были ли предприняты Мероприятия для самостоятельного схода судна с мели и какие;

2) характер повреждения судна и возможность их исправлений, характе­ристику грунта, нет ли камней, вошедших в корпус судна;

3) мощность главного двигателя и вспомогательных палубных механизмов (брашпиль, лебедки), вес становых и запасных якорей, наличие буксирных тросов;

4) основные элементы судна (ознакомление с чертежами его);

5) запасы твердого и жидкого груза (вода, топливо и т. д.), которые в слу­чае необходимости можно удалить, а также количество отсеков, не заполнен­ных водой, которые можно забалластировать;

6) направление господствующих ветров в районе аварийного судна, наличие и высоту прилива.

Выяснив перечисленные выше обстоятельства, производят расчет и выбор способа снятия судна с мели.

На судно, севшее на мель вследствие нарушения равновесия между его ве­сом и силами поддерживающей воды, дополнительно действуют:

реакция грунта;

сила присоса грунта;

сила удара волн во время шторма;

удары о грунт во время волнения и зыби.

Существуют следующие способы снятия судов с мели:

самостоятельное;

три помощи буксировки другими судами и с помощью гиней;

отгрузки или размыва грунта;

при помощи судоподъемных понтонов.

Последние два способа нуждаются в применении специальных технических средств и обычно выполняются спасательными организациями.

Если сила давления на грунт судна, севшего1 на мель, невелика, то можно попытаться сойти с мели при помощи работы главного двигателя на полный ход назад.

Рекомендуется в зависимости от обстоятельств посадки, перекладывая руль с борта на борт, давать главным двигателям переменные ходы, переключая с полного переднего на полный ход назад. Этими маневрами удается «раска­чать» судно, а затем, работая задним ходом, сойти с мели.

Самостоятельный сход с мели возможен при работе своих’ машин с приме­нением балластировки, дифферентования и кренования судна (путем перекачки жидких грузов) или при помощи гиней, лебедок и завоза тяжелых якорей, а также, в случае получения пробоины, путем откачки поступившей в судно воды с предварительной заделкой пробоины. Обычно все эти средства приме­няются в комбинации друг с другом.

Самым простым средством дифферентования и кренования являются пере­качка балласта и жидкого груза из района прикосновения судна к грунту в про­тивоположную оконечность или с борта на борт.

При снятии судна с мели работой своих машин следует иметь в ,виду, что прежде чем давать ход, необходимо убедиться в том, что работа винтов не при­ведет к их поломке о камни, которые могут оказаться в районе движения суд­на, и что судно не сдрейфует на еще большую мель. При этом необходимо убедиться, что нет таких повреждений корпуса, кото­рые после снятия с мели могли бы привести судно к гибели вследствие потери плавучести или остойчивости.

Полезно завести становые якоря на возможно большую длину якорной це­пи в направлении, намеченном для снятия судна с мели. При работе главного двигателя на полный ход назад одновременно выбирают брашпилем или лебед­кой заведенные якоря.

Уменьшения осадки судна можно добиться путем его отгрузки. При прове­дении отгрузки судна следует учитывать, что облегченное судно всегда более подвержено действию ветра и волнения, которые могут его забросить еще даль­ше на мель или усилить удары корпуса о грунт (камни).

Изменение осадки судна при отгрузке можно определить по формулам:

 

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий