Наибольшее значение среди советских пароходств получило страхование ответственности. Почти все морские пароходства страхуют ответственность по тем или иным видам в Ингосстрахе, в большинстве случаев с перестрахованием в английских клубах взаимного страхования судовладельцев, а также непосредственно в клубах. Страхование ответственности зародилось и развивалось как дополнение к страхованию судов от гибели и повреждений.
Первоначально возникли взаимные общества по страхованию, состоящие из судовладельцев, для страхования 1/4 ответственности за столкновения, которые не покрывались страхованием судна. Затем они стали страховать такие риски, как ответственность за убытки, нанесенные портовым сооружениям, за вред, причиненный членам экипажа судов и береговым работникам, а затем и другие риски, связанные с эксплуатацией судов. В то же время в связи с увеличивающейся ответственностью за сохранность перевозимых грузов, судовладельцы были вынуждены страховать ответственность за повреждения и недостачу грузов и другие риски, связанные с ними. Постепенно оба вида клубов слились и образовались единые клубы взаимной защиты и возмещения. Взаимное страхование получило широкое распространение в мировом судоходстве. Наиболее известными являются английские клубы взаимного страхования. Подобные же клубы имеются в Норвегии, Швеции, США, Японии. Большинство из них связаны единым соглашением и составляют пул Клубов, который практически монополизировал этот вид страхования на сегодняшний день. Сущность взаимного страхования ответственности заключается в том, что судовладельцы (страхователи) создают общий имущественный страховой фонд, из которого возмещаются убытки, возникающие у того или иного страхователя. Создается довольно сложный комплекс договорных отношений. Судовладельцы, создавая общий фонд и организацию для управления им, как бы заключают договор о совместной деятельности и становятся членами этой ассоциации или Клуба. В то же время между клубом в целом и каждым его членом заключается договор страхования ответственности. Страхуя ответственность хотя бы по одному судну в клубе, судовладелец или другое лицо, имеющее интерес в судне, становится одновременно и страхователем и членом клуба и в качестве последнего в какой-то мере и страховщиком других членов. Страховой клуб, как правило, является бесприбыльной зарегистрированной компанией с ограниченной ответственностью. Причем ограничение ответственности заключается в том, что при ликвидации клуба, члены его обязаны внести взносы, не превышающие определенной суммы. Наивысшим органом клуба взаимного страхования является общее собрание членов клуба, где каждый член клуба имеет количество голосов в зависимости от введенного тоннажа. Собрание проводится обычно один раз в году. Следующий руководящий орган — Совет директоров клуба (или комитет). Директора избираются членами клубов. Для выдвижения кандидата обычно нужна поддержка пяти членов клуба.
В компетенцию совета директоров входит следующее: а) одобрение оплаты требований членов клуба о компенсации убытков. Как правило, это наиболее крупные убытки, а также оплата которых по правилам производится только по усмотрению клуба; б) споры между членом клуба и клубом. (Прежде чем передаваться в арбитраж, эти споры вначале рассматриваются советом директоров клуба); в) подписание перестраховочных контрактов; г) фиксирование размера и порядок оплаты страховых взносов; д) установление размера дополнительных взносов; е) вознаграждение управляющим клуба; ж) использование денежных резервов клуба. Совет директоров проводит свои совещания ежеквартально. Могут проводиться и внеочередные совещания. По своей структуре клуб должен контролироваться своими членами, т. е. судовладельцами (страхователями). Как уже говорилось, членом клуба может стать любое лицо, имеющее страховой интерес в судне и застраховавшее (введшее) его в клуб. Таким лицом может являться владелец судна, совместные владельцы судна, фрахтователь, оператор, управляющий, держатель закладной на судно или даже строители судна. Введение судна в клуб означает полное подчинение лица, от имени которого оно вводится, уставу и правилам клуба, как его члена. Только член клуба может предъявить к нему требования. Передача прав другому лицу без согласия клуба запрещена. Постоянное управление клубом осуществляется его управляющими или распорядителями. Они могут быть отдельными фирмами, нанятыми для повседневного управления клубами, или исполнителями, нанятыми непосредственно советом директоров и являющимися служащими клуба. Фирмы-распорядители обычно имеют долгую историю работы с клубами и являются профессионалами в сфере взаимного страхования.
Функции управляющих, в основном, следующие: 1) урегулирование претензий; 2) страхование и перестрахование; 3) инвестиции; 4) статистика и бухгалтерия; 5) работа с корреспондентами в портах; 6) подготовка материалов, выносимых на обсуждение совета директоров (включая изменения правил). Ниже кратко приводится структура клуба взаимного страхования «Юнайтед Кингдом», в котором страхуется или перестраховывается через Ингосстрах большинство советских пароходств. Клуб зарегистрирован на Бермудах. Совет директоров состоит из Председателя совета, двух его заместителей и 30 членов. Большинство из членов Совета — президенты крупных судоходных компаний. Фирма-распорядительница Тос ар Бразерс также зарегистрирована на Бермудах. Фактически клубом управляет фирма Томас Миллер Пи энд Ай, выступающая в качестве агентов бермудской компании. Последняя компания включает в себя 6 подразделений (синдикатов), занимающихся организацией урегулирования претензий независимо от их происхождения и разделяющихся только по группам членов. (Советские пароходства входят в синдикат 6.) Специально выделен синдикат 7. Он занимается только требованиями из причинения личного вреда. Синдикаты возглавляются управляющими и состоят из 7-8 человек, не считая технического персонала. Большинство из них — специалисты с юридическим образованием, есть бывшие капитаны и технические специалисты. Есть отдел, занимающийся страхованием и перестрахованием, и бухгалтерия. Ряд отдельных исполнителей занимается работой по страхованию и возмещением повреждений морских нефтяных и других вышек, выдачей сертификатов по загрязнению, представительской работой и т. п. Возглавляет компанию председатель и старшие партнеры. Все клубы имеют в более или менее крупных портах мира своих корреспондентов. Это могут быть компании или физические лица, которые по договору с клубом обслуживают суда их членов. Обслуживание заключается в оказании помощи капитанам судов и судовладельцам в урегулировании претензий, подбору и назначению сюрвейеров, экспертов и т. д. Подробнее об их функциях будет сказано ниже. Корреспондентами могут быть и юридические и коммерческие фирмы. Назначаются они управляющими клубов, через них оплачиваются и соответственно перед ними отчитываются. В большинстве случаев судовладельцы вводят свои суда в клуб и становятся членами клубов без посредничества брокеров (в отличие от традиционного страхования судов). Если брокер используется, обычно комиссионные ему платит судовладелец, а не клуб. Введение судна или судов в клуб делается в форме детализированного заявления или просто при помощи обмена корреспонденцией.
Среди многих других данных клубу обязательно сообщается следующее: а) данные о страховании корпуса, машины и оборудования судна (если такое страхование есть); б) объем желаемого страхования (перечисление рисков согласно правил клуба); в) тип, размеры (брт) и возраст судна; г) виды перевозимых грузов; д) район плавания судна; е) данные об управляющих судна; ж) национальность капитана, офицеров и экипажа судна; з) флаг судна; и) статистика убыточности за прошлые годы. Заявление рассматривается управляющими клуба, которые могут без объяснения отказать в покрытии судна страхованием. Чаще всего это бывает из-за плохого состояния судна, высокой убыточности и неадекватного управления. В случае принятия судна, новому члену (судовладельцу) выдается сертификат, инкорпорирующий все условия и правила, принятые этим клубом.
Судно может быть выведено из клуба по следующим причинам: а) по воле члена клуба; б) при гибели судна; в) пропажа судна без вести; г) в случае продажи судна (или интереса в судне); д) банкротство или ликвидация; е) отказ от оплаты или неуплаты страховых взносов. В первом случае член клуба может прекратить свое членство с начала полисного года, то есть с 20 февраля, подав, как минимум 30-дневный нотис о выходе. Клуб может расторгнуть договорные отношения с любым членом в любое время. Для этого требуется только подача 7-дневного нотиса. В случаях б), в), г) и д) прекращение договорных отношений происходит автоматически со дня наступления события. Если страховые взносы не вносятся и после предупредительного нотиса клуба, то клуб освобождается от всех обязанностей, расходов (возникших как после, так и перед тем моментом, когда нужно было платить взносы). Другими словами, неплательщик теряет право на какое-либо возмещение убытков, когда бы они не произошли. Страхуемые риски. Стандартные условия страхования перечисляются в правилах клубов. Все они исходят из того, что лицо может застраховать свою ответственность только в отношении интересов, которые оно имеет в судне, только в отношении эксплуатации этого судна и только за период, когда судно покрыто страхованием. Стандартные условия страхования ответственности могут быть изменены или дополнены другими лишь по письменному согласованию между управляющими клуба и судовладельцем (или другим лицом, являющимся страхователем). Ингосстрах в большинстве случаев в качестве условий страхования также принимает правила клубов.