Вероятно, в шведском языке словом «узел» первоначально называли только те узлы, которые вязались из прядей троса и образовывали на нем своеобразное утолщение. Для обозначения узлов, которые применялись при связывании двух тросов или для крепления тросов к различным предметам, использовалось слово «штык» .
В настоящее время разграничение в употреблении этих слов стало менее четким, и многие прежние штыки в современном языке превратились в узлы. Так как тросы свиваются по спирали определенного спуска, то совсем не безразлично, как складывать трос при вязании узла. По общепринятому правилу, у тросов левого спуска все полушлаги и шлаги, из которых состоят узлы, накладываются по часовой стрелке. Из этого правила есть несколько исключений, которым будет уделено особое внимание.
Простой узел. Простейший морской узел состоит из одного загнутого полушлага. Для его выполнения обнесенный вокруг троса ходовой конец пропускают в образовавшуюся петлю (рис. 29). Простым узлом завязывают лопарь для предотвращения выскальзывания из блока, а также в других целях. Во избежание самопроизвольного распускания узел не рекомендуется завязывать на самом конце троса, а по возможности— на расстоянии 30—100 см от него. Этим узлом завязывают концы парусных нитей там, где он служит своеобразным стопором при налажении марок и других подобных работах. Небольшую петлю, которую предполагают использовать относительно долго, закрепляют в несколько шлагов парусными нитками (рис. 30).
Двойной простой узел. По величине больше простого и чаще выполняется на изношенных слабых тросах или на концах тросов, где необходимо утолщение. Ходовой конец загибают петлей, делают два оборота вокруг троса внутри петли и выводят конец через петлю (рис. 31, а). Более распространен способ, показанный на рис. 31,6. Ходовым концом накладывают на коренную часть два шлага и через них проводят конец троса в противоположном направлении. Узел легко увеличивается наложением произвольного числа шлагов. При правильном исполнении выходит красивый симметричный узел (рис. 31,в). Лучше всего он получается на тонких тросах.
Узел «восьмерка» или «скрипка» (рис. 32). Несколько сложнее простого узла. Его преимущество состоит в том, что он не затягивается слишком сильно и его всегда легко распустить. Очень часто он используется не только как узел на конце троса, поэтому он будет упоминаться в дальнейшем. Разновидностью «восьмерки» является фламандский узел. Удобный способ его выполнения показан на рис. 33. Иногда этот узел встречается под названием стивидорный. Узел на бросательном конце (рис. 34, а). Бросательный конец складывают в .виде петли и несколько раз обвивают ее ходовым концом, который затем вытягивают через петлю с внешней стороны. Этот узел очень подвижный. Поэтому петли предпочтительнее делать длинными и сводить концы узла кольцом. Перед затягиванием узла коренную часть выброски вводят в ту же петлю, что и ходовой конец (рис. 34, б) Узел может быть также завязан на лине, сложенном, вчетверо (рис. 34, в). Бросательный конец складывают четыре раза длинными петлями. Ходовой конец обвивают вокруг петель по всей длине. После этого ходовой конец проводят через две петли с внешней стороны узла. Затягивают узел, как показано на рисунке. Сначала, чтобы затянуть спираль, вытягивают петлю 1. Затем подтягиванием петли 2 фиксируют ходовой конец линя. Коренную часть линя проводят через петлю 3, подтягивая таким образом петлю 4. Узел окончательно завязан после подтягивания коренного конца 5.
Беседочный узел. Беседочный узел часто вяжут на швартовых тросах. Петля узла очень надежная, она не затягивается. Выполнение показано на рис. 35, а. Ходовой конец перекрещивают с коренной частью троса, получая петлю. Правую руку поворачивают ладонью вниз. Большой палец вводят в петлю, а остальные — накладывают на перекрестие. Придерживая петлю большим пальцем, руку поворачивают ладонью вверх. На тросе образуется малая петля, в которую проводят конец троса. Затем ходовой конец обносят вокруг коренной части троса и пропускают а малую петлю уже в обратном направлении. После этого узел затягивают. Простой беседочный узел с затяжкой влево показан на рис. 35,6. Вариант узла с затяжкой вправо (рис. 35, в) применяют гораздо реже. Он не имеет особых преимуществ перед описанным выше узлом. Если предполагается использовать беседочный узел длительное время, то ходовой коней беседочного узла крепят к тросу наложением бензеля.
Прочный временный огон. Узел можно завязывать как на тонких, так и на толстых снастях. Выполнение показано на рис. 36. Сначала завязывают простой узел, не обтягивая его. Конец троса проводят в образовавшуюся петлю. Заканчивают узел по-разному. После небольшой практики этот узел можно завязывать очень быстро. Преимущественно его применяют, когда петля на тросе должна быть строго определенного размера. В морской практике известны красивые узлы среднего размера, названий которых автор никогда не слышал. Пример такого огона показан на рис. 37. Левой рукой зажимают перекрестие небольшой петли. Затем ходовым концом делают большую петлю вокруг запястья или предплечья и петлю меньшего размера вокруг большого пальца, Конец троса зажимают средним и безымянным пальцами левой руки. Затем большую петлю проводят над меньшей в первую малую петлю. Величина огона зависит от размеров большей петли.
Узел на буксирном тросе (рис. 38). Обычно выполняется на швартовных и других толстых тросах. Он прост в исполнении и надежен. Бензель накладывается отрезком флаглиня, бросательного линя или прядью подходящей толщины.
Двойной беседочный узел. Образует на конце троса двойной огон. Трос складывают петлеобразно вдвое на нужную длину и выполняют одну из стадий вязания обычного беседочного узла. Но затеи петлю о опускают вниз и надевают на большую двойную петлю (рис. 39, а). Затягивают над огоном на коренной части троса (рис. 39, б). Обычно для более надежного крепления узла: ходовой конец привязывают обычным беседочным узлом к коренной части троса непосредственно над двойным узлом, как показано на рисунке. Для упрощения действий сначала завязывают обычный беседочный узел, примерно в два раза превышающий по размеру необходимый двойной. После этого формируют петлю. Узел можно завязать тем же способом, что и одинарный, и петлей, но петлю следует вытянуть так, чтобы образовался третий огон, равный по величине двум первым (рис. 39, в). В настоящее время описанные двойные беседочные узлы на судах применяются редко. Иногда их используют вместо беседок. Но в этом случае петли должны быть достаточно большими, чтобы охватывать все тело, и несколько шире, чтобы быть удобными для сидения. Такие узлы применяют также, если необходимо поднять человека через вентиляционную трубу или другой узкий проход. В этом случае петли, которые пропускают подмышки, делают небольшими, а вершина узла располагается над головой. Если человек потерял сознание, то надо мягким сезнем связать ему руки и зажать их между ног. Руки можно убрать и в карманы брюк.
Португальский беседочный узел. Разновидность двойного беседочного узла (рис. 40). Как и простой беседочный узел, он образован двумя петлями. Если размеры огона заданы, то такой узел представляется наиболее удобным. При обвязывании тела человека ходовой конец проводят спереди под правую руку, кладут под правой рукой по диагонали, без натяжения, через голову, спереди проводят под левую руку. После этого узел затягивают над головой. Другой способ: в одну петлю продевают руки, другую проводят под бедра, а узел затягивают на груди.
Самозатягивающийся узел (рис. 41, а). Хорошо получается, если конец троса, на котором начали завязывать двойной простой узел, провести через шлаги в обратном направлении параллельно коренному концу. Петля этого прочного красивого узла может быть тугой или слабой в зависимости от степени затяга. Этот узел затягивается только под нагрузкой и поэтому незаменим, когда с помощью бросательного конца необходимо выловить плавающий предмет, например весло, упавшее за борт.
Самозатягивающаяся «восьмерка» (рис. 41,6). Этот прочный самозатягивающийся узел может служить примером необычного использования простого узла восьмеркой. Оба вышеописанных узла очень удобны для обвязывания пакетированных грузов и грузов прямоугольной формы. Ходовой конец троса, на котором выполнен самозатягивающийся узел, обносят вокруг предмета и проводят через петлю узла. Снова обносят трос вокруг предмета в направлении, перпендикулярном к первому витку. Под основанием предмета делают шлаг вокруг первого витка. Конец троса закрепляют штыком со шлагом на витке троса, выходящем из петли (рис. 42, а). Если предмет необходимо обвязать тросом только в одной плоскости, на него накладывают самозатягивающийся узел двумя петлями. Ходовой конец троса закрепляют полуштыком в той части, где короткий конец выходит из узла (рис. 42,6). Концы троса можно связать прямым узлом, плотно придвинутым к затягивающемуся узлу.
«Удавка». В классическом узле «удавка» (рис. 43) петля получается более прочной, чем в вышерассмотренных узлах. Выполняется узел аналогично узлу на бросательном конце. Он может быть затянут слабее или сильнее в зависимости от плотности наложенных шлагов. Этот узел имеет одну особенность; однажды затянутую петлю невозможно вытянуть назад. По старинному морскому поверью, идущему, может быть, от пиратов, вокруг петли одного узла должно быть положено девять шлагов троса, по одному на каждую человеческую душу: чтобы человек лишился всех своих душ, которых у него, как и у кошки, девять.
Сваечный узел (самозатягивающийся огон в петле). Узел, выполненный на тросе, концы которого разведены в противоположных направлениях, показан на рис. 44. Этот узел рекомендуется завязывать на тросах, все части которых испытывают нагрузку. Узел также применяют при подъеме горизонтальных частей рангоута на ходовом конце, яликов или надувных резиновых лодок на носовом фалине и при выполении других аналогичных операций.
Узел укорачивания длины троса (в шведской терминологии—«труба»). Существует много способов вязания этого узла. Обычно этот узел’ с двумя полуштыками выполняется, как показано на рис. 45, а. Если узлом предполагают пользоваться относительно долго, то концы троса прихватывают проволочными бензелями. Вариант с затягивающимся узлом и полуштыком (рис. 45,6) выполняется на основе простого узла, петлю которого вытягивают на нужную длину, а ее конец стягивают полуштыком. Преимущество узла в том, что его величина может регулироваться для получения необходимой длины троса. Чтобы не обрезать слишком длинный гордень, применяемый для погрузки угля, удобнее формировать узел непосредственно над гаком (рис. 45, в). Такой узел составляют из большого числа петель, концы которых стягивают полуштыками. Также накладывают проволочные схватки посередине и на концы петель. Узел удобнее завязывать, когда ходовой конец горденя короткий и гордень подвешен под палубой. Если ходовой конец оторвется, а также если возникнет необходимость спуститься в трюм, то из узла вытягивается одна петля, что позволяет увеличивать длину троса по необходимости.
Выбленочный узел. Два шлага троса образуют простой и весьма распространенный выбленочный узел (рис. 46,1). При работе с тросами левой свивки шлаги накладывают по часовой стрелке. Следует учитывать, что выбленочный узел плохо держится на толстых предметах.
Простой штык (рис. 46,2). Трос, обвязанный вокруг коренной части двумя полуштыками, образует широко применяемый надежный узел — простой штык. Его используют для вязания тросов вокруг предметов любых форм и размеров: круглых и прямоугольных, крупных и небольших.
Обратный штык (рис. 46,5). Трос, обвязанный вокруг коренной части узлом наподобие «восьмерки», образует обратный штык, очень надежный, но при больших нагрузках сильно затягивающийся узел. Поэтому его редко применяют на судах большого водоизмещения. Преимущество этого узла состоит в том, что он хорошо держит и не развязывается на слабонатянутых и вибрирующих тросах. Поэтому его часто используют при швартовке гребных шлюпок при сильном волнении и т. п. Вышеописанные узлы являются основными видами штыков. Наложение шлагов и полуштыков ходовым концом троса на коренную часть можно изменять и комбинировать множеством различных способов, с дополнительным наложением бензелей или без них. На рисунке показаны разновидности штыков: 4 —штык со шлагом, 5 — двойной штык, 6 — разновидность штыка с обносом (выбленочный узел со штыком). Для получения штыка с обносом полуштык вяжут вокруг коренной части тpоca против часовой стрелки, если шлаги положены по часовой стрелке. Все три узла широко применяют при обвязывании троса вокруг толстых предметов.
Удавка со шлагом (рис. 47). Очень удобен для обвязывания тросом толстых предметов. Ходовой конец троса обносят один раз вокруг предмета и затем конец обносят четыре шесть раз вокруг коренной части. На концах длинных рангоутных деревьев, которые необходимо поднять вверх, обычно делают шлаг, пропускают ходовой конец под коренную часть троса. Этот узел называется в Швеции «мул-штык».
Рыбацкий штык (рис. 48). Один из самых удобных узлов, применяемых для привязывания линя к небольшим предметам. Необходимо следить за тем, чтобы конец линя, который проводят под охватывающие предмет шлаги, был правильно закреплен. Если конец троса и шлаги, которые он перекрещивает, положены в одном направлении, то узел поползет. Также не держится узел, завязанный на толстых предметах. Но при привязывании швартовного конца к рыму этот узел незаменим.
Штык на бык-гордене (рис. 49). Очень прочный узел, который применяют в тех случаях, когда надо надежно и на длительное время закрепить конец троса за кренгельс или люверс и т. п. Этот узел — обычный штык, закрепленный бензелем из шкимушгара. Узел также пригоден для вязания на стальных тросах, Он выдерживает любую нагрузку и развязывается рассечением бензеля. Такое название узел получил потому, что им обычно привязывают бык-гордень к шкаторинам прямых парусов. Узел небольшой, и поэтому при уборке парусов обеспечивается более плотная укладка парусины на реях. В прежние времена этим узлом привязывали якоря к толстым якорным канатам. Основанием для этого служил также небольшой размер узла, что также позволяло подтягивать лапы якоря непосредственно к клюзу. В этом случае узел называли якорным штыком. Существуют и другие очень практичные якорные штыки (рис. 50): 1 — штык с бензелем; 2 — штык со шлагом и бензелем; 3 — рыбацкий штык с бензелем; 4 — штык с обносом и бензелем. Последний узел будет прочнее, если перед тем как сделать обнос, наложить два шлага ходовым концом. Узел может быть завязан и другим способом.