На Конференции 1974 года было принято решение разделить Главу II две части: Главу II-1 Конструкция – деление на отсеки и остойчивость, механизмы и электрооборудование и Главу II-2 Конструкция – противопожарная защита, обнаружение и тушение пожара. Такое разделение в основном произошло вследствие увеличения норм в области пожарной безопасности.
Если специально не предусмотрено иное, данная глава, применяется к судам, построенным 1 июля 2002 года и после этой даты.
Если специально не предусмотрено иное, в отношении судов, построенных до 1 июля 2002 года, Администрация обеспечивает, чтобы выполнялись требования, применимые в Главе II-2 Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками в Резолюциях MSC.1(XLV), MSC.6(48), MSC.13(57), MSC.22(59), MSC.24(60), MSC.27(61), MSC.31(63) и MSC.57(67).
В начале 1978 года была созвана Международная конференция по безопасности танкеров и предотвращения загрязнения, которая 17 февраля приняла два Протокола, в том числе протокол 1978 года к Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море.
На новых танкерах дедвейтом 20 тыс.т и более должна быть предусмотрена система тушения пожара инертным газом. Такая система становилась обязательной для существующих судов дедвейтом 70 тыс.т, перевозящих сырую нефть с 1 мая 1983 года и для судов дедвейтом 20-70 тыс.т с 1 мая 1985 года.
20 ноября 1981 года Комитет по безопасности на море впервые воспользовался новой процедурой внесения поправок и резолюцией MSC.1(XLV), и внес значительные изменения в СОЛАС. Поправки вступили в силу 7 сентября 1984 года. Что касается Глав II-1 и II-2, то они были заменены полностью.
В дальнейшем в Главу II Комитет неоднократно вносил поправки, используя упрощенную процедуру. Так, в 1988 году двумя резолюциями КБМ [MSC.11(55) и MSC.12(56)] были одобрены поправки, относящиеся к судам типа ро-ро. В этом же году Конференцией по ГМССБ были внесены поправки в Главу II-1, относящиеся к электрическим установкам, в 1989 году Резолюцией MSC.13(57) были внесены серьезные изменения в Главы II-1 и II-2; в 1990 году Резолюцией MSC.19(58) – в Главу II-1; в 1991 году Резолюцией MSC.22(59) – в Главу II-2; в 1992 году Резолюцией MSC.27(61) – в Главу II-1 и Главу II-2; в 1994 году Резолюцией MSC.31(63) – в Главу II-2; в 1996 году Резолюцией MSC.47(66) – в Главу II-1; в 1997 году Резолюцией MSC.57(67) – в Главы II-1 и II-2; в 1997 году – Резолюцией MSC.65(68) в Главу II-1 м в 1998 году Резолюцией MSC.69(69) – в Главу II-1. Конференция, состоявшаяся в ноябре 1995 года, внесла в Главу II-1 и Главу II-2 поправки, вытекающие из катастрофы парома “Эстония”.
Первые поправки касались требований к остойчивости судов в поврежденном состоянии для существующих пассажирских судов типа ро-ро.
Конференция 1995 года внесла в Главу II-1 и Главу II-2 многочисленные поправки, направленные на повышение безопасности пассажирских паромов типа ро-ро. В частности, ко всем пассажирским паромам, построенным до 1992 года, будут применяться поправки, принятые в 1990 году. Установлены специальные требования к паромам, перевозящим 400 и более пассажиров, ужесточены требования к путям эвакуации и т.д.
Глава II-1 подразделяется на Часть А – Общие положения (Правила 1-3), Часть В – Деление на отсеки и остойчивость (Правила 4-25), Часть В-1 – Деление на отсеки и остойчивость грузового судна в поврежденном состоянии (Правила 25-1 – 25-10), Часть С – Механизмы (Правила 26-39), Часть Д – Электрооборудование (Правила 40-45) и Часть Е – Дополнительные требования к безвахтенным машинным отделениям (Правила 46-54).
В ней определены требования к устройству, механическим и электрическим установкам всех типов и размеров морских судов.
Предусмотрены деление на отсеки, конструкция и первоначальные испытания водонепроницаемых переборок, нормы остойчивости для морских судов в неповрежденном и поврежденном состоянии.
Выставлены требования к осушительной системе, которая должна обеспечить эффективную откачку воды, при всех практически возможных условиях, из любого водонепроницаемого отсека и его осушение. В Главе II-1 перечислены требования к системам паропроводов, сжатого воздуха и вентиляции, к связи между ходовым мостиком и машинным отделением.
Также предусмотрены меры предосторожности против поражения током, пожара и других несчастных случаев, связанных с применением электричества и определены системы защиты.
Глава II-2 выставляет требования к пожарной защите и мерам противопожарной безопасности судов.
На всех судах для руководства лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны посты управления, различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса “А”, секции, выгороженные перекрытиями класса “В”, включая элементы систем сигнализации обнаружения пожара, спринклерной установки, средств пожаротушения, путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д., а также вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию. Однако, по усмотрению Администрации, указанные выше сведения могут быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне. Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на официальном языке государства флага судна. Если этот язык не является английским или французским, они должны содержать перевод на один их этих языков. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легко доступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара.
Глава II-1 -Конструкция – устройство, деление на отсеки
Часть А – Общие положения
1. Применение
2. Определения
3. Определения, относящиеся к частям С, D и Е
Часть А-1 – Устройство судов
3-1 Требования к устройству, механическим
и электрическим установкам судов
3-2 Предотвращение коррозии балластных танков
забортной воды
3-3 Безопасный доступ на носовую часть танкеров
3-4 Устройства аварийной буксировки танкеров
3-5 Использование в новых установках материалов,
содержащих асбест
Часть В – Деление на отсеки и остойчивость
4. Предельная длина затопления пассажирских судов
5. Проницаемость для пассажирских судов
6. Допустимая длина отсеков пассажирских судов
7. Специальные требования, касающиеся деления
на отсеки пассажирских судов
8. Остойчивость пассажирских судов
в поврежденном состоянии
8-1 Остойчивость пассажирских судов ро-ро
в поврежденном состоянии
8-2 Специальные требования для пассажирских
судов ро-ро, перевозящих 400 человек и более
8-3 Специальные требования для пассажирских судов,
перевозящих 400 человек и более,
иных чем пассажирские суда ро-ро
9. Балластировка пассажирских судов
10. Переборки пиков и машинного помещения, туннели
гребных валов и т.д. на пассажирских судах
11. Переборки пиков и машинного помещения
и дейдвудные трубы на грузовых судах
12. Двойное дно на пассажирских судах
12-1 Двойное дно на грузовых судах,
не являющихся танкерами
12-2 Доступ в помещения грузовой зоны
нефтяных танкеров и навалочных судов
13. Назначение, нанесение и регистрация грузовых ватерлиний
деления на отсеки на пассажирских судах
14. Конструкция и первоначальные испытания
водонепроницаемых переборок и т.п.
на пассажирских и грузовых судах
15. Отверстия в водонепроницаемых переборках
пассажирских судов
16. Пассажирские суда, перевозящие грузовые транспортные
средства и сопровождающий персонал
17. Отверстия в наружной обшивке пассажирских судов,
расположенные ниже палубы переборок
17-1 Отверстия в наружной обшивке ниже палубы переборок
на пассажирских судах и палубы
надводного борта на грузовых судах
18. Конструкция и первоначальные испытания
водонепроницаемых дверей, иллюминаторов и т.д.
на пассажирских и грузовых судах
19. Конструкция и первоначальные испытания
водонепроницаемых палуб, шахт и т.д.
на пассажирских и грузовых судах
20. Водонепроницаемость пассажирских судов
выше предельной линии погружения
20-1 Закрытие грузовых дверей
20-2 Водонепроницаемость палубы ро-ро (палубы переборок)
в отношении помещений, расположенных ниже
20-3 Доступ на палубы ро-ро
20-4 Закрытие переборок на палубе ро-ро
21. Осушительные средства
22. Информация об остойчивости пассажирских
и грузовых судов
23. Схемы по борьбе за живучесть на пассажирских судах
23-1 Борьба за живучесть на грузовых судах
23-2 Водонепроницаемость корпуса и надстроек, меры
по предотвращению повреждения и борьбе
за живучесть судна
24. Маркировка, периодические учения
по управлению и проверка водонепроницаемых
дверей и т.д. на пассажирских судах
25. Записи в судовом журнале пассажирских судов
Часть В-1 – Деление на отсеки и остойчивость
в поврежденном состоянии грузовых судов
25-1 Применение
25-2 Определения
25-3 Требуемый индекс деления на отсеки “R”
25-4 Достижимый индекс деления на отсеки “А”
25-5 Расчет фактора “pj”
25-6 Расчет фактора “sj”
25-7 Проницаемость
25-8 Информация об остойчивости
25-9 Отверстия водонепроницаемых переборок
и внутренних палубах на грузовых судах
25-10 Наружные отверстия на грузовых судах
Часть С – Механические установки
26. Общие положения
27. Механизмы
28. Средства обеспечения заднего хода
29. Рулевой привод
30. Дополнительные требования к электрическим
и электрогидравлическим рулевым приводам
31. Органы управления механизмами
32. Паровые котлы и системы питания котлов
33. Системы паропроводов
34. Системы сжатого воздуха
35. Системы вентиляции в машинных помещениях
36. Защита от шума
37. Связь между ходовым мостиком
и машинным помещением
38. Сигнализация вызова механиков
39. Расположение аварийных установок
на пассажирских судах
Часть D – Электрические установки
40. Общие положения
41. Основной источник электроэнергии
и системы освещения
42. Аварийный источник электроэнергии
на пассажирских судах
42-1 Дополнительное аварийное освещение
на пассажирских судах ро-ро
43. Аварийный источник электроэнергии
на грузовых судах
44. Пусковые устройства для аварийных
генераторных агрегатов
45. Меры предосторожности против поражения током,
пожара и других несчастных случаев, связанных
с применением электричества
Часть Е – Дополнительные требования для машинных
помещений с периодически безвахтенным
обслуживанием
46. Общие положения
47. Меры предосторожности против пожара
48. Защита от затопления
49. Управление главными механизмами с ходового мостика
50. Связь
51. Система аварийно-предупредительной сигнализации
52. Система защиты
53. Специальные требования, предъявляемые к механическим,
котельным и электрическим установкам
54. Специальные меры в отношении пассажирских судов